Найти тему
Провинциальный АДок

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТРАДАНИЯ. Как в Орле власть "продавливает" сомнительные решения

Оглавление
Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Наши коллеги из газеты «Московский комсомолец» организовали круглый стол, за которым собрались сотрудники городских и областных управлений архитектуры, депутаты всех уровней, представители фирм- застройщиков, общественники и просто люди, которым небезразличен облик родного города. В ходе встречи было затронуто несколько, на наш взгляд, важных моментов — это и сохранение памятников архитектуры, и изменение городского ландшафта (из- за чего Орел теряет такие видовые места, как панорама Заводского района из беседки в Дворянском гнезде), и со-мнительные архитектурные проекты (которые успешно «продавливает» об-ластная власть), и много-много другого. Дело в том, что в последнее время нет таких площадок, где могли бы встретиться и обменяться мнениями разные стороны. Диалога не получается даже между чиновниками, не говоря уже об общественниках и журналистах (последние вообще вынуждены довольствоваться куцыми отписками бюрократов на официальные запросы).

«МНЕ ПЫТАЛИСЬ НЕ ДАТЬ СЛОВО, И Я УШЕЛ, ХЛОПНУВ ДВЕРЬЮ»

Ситуацию в градостроительной сфере довольно эмоционально описал вице-спикер облсовета Михаил Вдовин.

— Меня на областную земельную комиссию пригласили один раз. И у меня очень странное впечатление осталось от этой структуры. Мне, заместителю председателя областного совета, пытались несколько раз не дать слово! Между тем по моему избирательному округу строятся высотки. Жители категорически против. Когда же я пытался задать вопрос, мне каждый раз говорили, что я выступаю не по теме, соблюдайте регламент и т.п.! Вы представляете? Заместителю председателя облсовета чуть ли не скотчем рот заклеили! Потом меня вообще обвинили в коррупционной связи с застройщиком. Я мягко сказал, как порядочный человек, что думаю про этих людей, и сильно хлопнул дверью — там даже штукатурка посыпалась. У меня нет никакого желания больше ходить на эту комиссию. Но я был 15 лет членом в городской земельной комиссии. И хочу напомнить, что в городской комиссии было все очень демократично. Там спорили, откладывали вопросы, и решения очень долго принимались, так как старались учесть разные мнения, постоянно собирали архитектурно-градостроительный совет, слушали жителей. Сейчас всё решается очень быстро. Областная земельная комиссия дает сказать только избранным, а у жителей и депутатов потом вопросы, — поделился своими впечатлениями Михаил Вдовин.

Также он заявил, что градостроительную политику в Орле однозначно необходимо менять. И в первую очередь необходимо прекращать хаотичную застройку города. Появляются какие-то непонятные киоски, строения. При этом выяснить, кто и на основании каких документов строит, практически нереально. Тут кусок земли разграничен, тут не разграничен, а концы найти невозможно. Обратил внимание Михаил Вдовин и на формальное обсуждение вопросов на публичных слушаниях. Учета общественного мнения, по сути, нет. Хотя именно жители

— хозяева города, но их никто не спрашивает. В качестве последнего и самого яркого примера Михаил Вдовин привел строительство пешеходного моста через Оку. Никого не спросили — нужен в этом месте мост или не нужен

— «хотелку» области сразу же начали реализовывать.

— Важные для города решения принимаются кулуарно — на таких комиссиях, как я только что описал. Генплан города требует переработки. Я в свое время был единственным депутатом, который был против генплана. Напомню, почему — тогда боролись две точки зрения. Первая точка зрения была представлена специалиста- ми-архитекторами. Они говорили, что генплан не надо принимать с учетом прироста новых территорий. Территории города у нас достаточно для того, чтобы обеспечить всех жильем. Вторую точку зрения представляло строительное лобби. И эта точка зрения победила. Что мы получили? На окраинах города выросли новые микрорайоны. Без коллекторов. Без школ. Без больниц. Без транспортного сообщения и так далее. И абсолютно убитый, разваленный центр города, который пытаются сейчас разгрузить весьма сомнительной точечной застройкой. И новый генплан опять же не предусматривает развитие города, а принимается в узко ведомственных интересах. Опять нет расширения улиц, зато интересы строительных компаний учтены в полной мере — то тут, то там точечная застройка на перекрестке, а как потом с зауженной улицей быть — никто не думает, — отметил в своем эмоциональном выступлении Вдовин.

ГЕНПЛАН НОВЫЙ - ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ

Во многом решить проблемы Орла мог бы новый генеральный план, публичные слушания по которому будут идти в разных частях города в мае — июне. Однако уже сейчас специалисты видят ряд существенных недочетов, из- за которых этот документ может оказаться в значительной степени таким же «мертворожденным», как и предыдущий. В первую очередь отсутствуют какие-либо пояснения, текстовые комментарии и описания. Неподкованному в вопросах архитектуры жителю разноцветные схемы и диаграммы вообще ни о чем не говорят. И высока вероятность, что в очередной раз по слушаниям будут ходить сотрудники администрации и послушно голосовать за принятие этого важнейшего документа, который пролоббирован узкими кругами. Ведь прежде чем обсуждать этот документ на публичных слушаниях, хорошо бы было разъяснить людям, какие именно предложения они могут внести, как именно жителей коснется изменение красных линий и смена зон планирования в их конкретном микрорайоне и т.д.

Возникли вопросы к генплану и у бывшего главного архитектора Орла Георгия Павленко. По его словам, новый документ вызовет массу возражений у архитекторов, так как это «не взгляд в будущее с мечтой об улучшении жизни нашего города». Нет достойной транспортной схемы. Нет цели развития города. В существующей версии генплана проблема точечной застройки не решается, а, наоборот, усугубляется, уверен Павленко. Нет никаких предложений по модернизации центральной части города — Орёл опять будет прирастать за счет новых микрорайонов, которые закладываются в чистых полях на окраине областного центра. Наше издание обязательно вернется к теме генплана, когда начнутся публичные слушания и можно будет указать конкретные замечания специалистов по этому документу.

«НАСЛЕДИЕ» ВЕРМИШЯНА БУДЕТ ЖИТЬ ЕЩЕ ДОЛГО

Отдельно затронули в ходе круглого стола проблему сомнительного наследия экс-главного архитектора Орловской области Ваагна Вермишяна. Напомним, мэр города отменил публичные слушания по двум наиболее скандальным проектам, которые продавливал Ваагн Вермишян. Первый — это строительство высотки на клочке земли рядом с городской администрацией и гостиницей «Салют», где не было места ни автостоянке, ни нормальному двору. Зато этот дом «убил» бы великолепный вид, который открывается сейчас с высокого берега Оки. И второй проект — строительство галереи у подножия Ленинского (Александровского) моста со стороны сквера Ермолова. Самое страшное в этой ситуации, по мнению бывшего главного архитектора Орла Георгия Павленко, что в решении об отмене публичных слушаний нет точного юридического обоснования отказа. В итоге и коммерсант, заинтересованный в строительстве галереи у моста, и фирма-застройщик «свечки» могут с легкостью через суд обязать городские власти провести публичные слушания. И тогда сомнительные проекты Вермишяна все-таки воплотятся в жизнь.

Между тем строительство галереи нарушает сразу несколько законов. В первую очередь у города изымают земли общего пользования. Во-вторых, галерея будет строиться в заповедной зоне. В-третьих, новодел попадет в охранную зону памятников федерального значения. Если бы все эти причины были указаны в отказе мэра о проведении публичных слушаний, на проекте Вермишяна можно было бы смело поставить жирный крест. Но у общественников есть серьезные опасения, что отмена слушаний — это так называемая «борьба нанайских мальчиков». Имитация противостояния, которого на самом деле нет.

КОМУ НУЖНЫ ПАМЯТНИКИ-РАЗВАЛЮХИ?

В Орле, по словам Михаила Вдовина, нет концепции по сохранению памятников архитектуры. Памятники жгут, их бросают, чтобы превратить в бомжатники и потом снести. А некоторые вообще исчезают из государственной (муниципальной) собственности загадочным образом, как это произошло с кинотеатром «Родина». Если какие-то уникальные и красивые здания уцелели, то, как правило, это происходит вопреки, а не благодаря ведомствам, обязанным следить за сохранностью этих объектов.

Выход предложила присутствовавшая на круглом столе депутат Госдумы Ольга Германова. Есть закон, который позволяет отдавать памятники в аренду коммерсантам за символическую плату в 1 рубль. При этом новый собственник получает удивительной красоты здание и берется вложить средства в ремонт и последующее поддержание строения в исправном состоянии. Эта схема успешно работает во многих регионах. Да и в самом Орле на улице Комсомольской есть красивейшее старое здание из красного кирпича, которое переоборудовано под торговую точку, но при этом остается настоящим украшением улицы.

Еще одним предложением депутата Госдумы было взять на вооружение опыт столицы Казахстана. Конечно, Орел и Астана — это не просто два разных города, это как две разные планеты. Но опыт-то удачный! И суть новшества в том, что не застройщики диктуют муниципалитету, какие дома будут возникать то тут, то там, а город определяет внешний облик будущих строений. Чтобы новостройки не выбивались из единой концепции, сохраняли единую цветовую гамму, единое решение фасадов. Сейчас же в Орле строят кто во что горазд. У одних зеркальные балконы. Другие заявляют, что вообще не разрешат жителям стеклить балконы (хотя это право собственника). Третьи возводят высотки в стиле хай-тек по соседству с уникальными деревянными одноэтажками. По мнению депутата, городская власть должна регулировать эти вопросы, а не идти на поводу застройщиков.

Надеемся, это была не последняя встреча с общественностью по проблемам архитектуры, а в Орле все же появится собственный градостроительный совет, который не будет закрывать рот депутатам и не будет решать по примеру областного, кого из журналистов приглашать на заседания, а кого нет.

Опубликовано в газете «Орловская среда» №16 от 17 мая 2017 года

Сергей МИЛЯХИН