Найти тему

Улица Первомайская

Два года назад вышла в свет книга мытищинского краеведа Дмитрия Гурьянова «Улицы моего детства. Старые Мытищи». Представляем вашему вниманию главу из этой книги.

1 мая 1937 года. Двор самого большого дома № 17 в Старых Мытищах
1 мая 1937 года. Двор самого большого дома № 17 в Старых Мытищах

Улица Первомайская

На современной карте города Мытищи этой улицы уже не найти. Ее в привычном виде как таковой нет, но названия адресов домов с табличками улицы есть.

-2

Свое начало она брала от Профессиональной улицы, заканчивалась на окраине фруктового сада колхоза «Соревнование» и шла параллельно улице Диспансера. Длина ее почти 800 метров.

Сегодня непросто найти следы мостовой, некогда бывшей Первомайской.

Высоковольтная трасса линии электропередач – это, пожалуй, тот нетронутый ориентир, который сохранился с 1949 года в районе «Первомайки».

-3

В конце 50-х годов XX века это место по обе стороны линии электропередач стало активно застраи­ваться ведомственными четырех- и пятиэтажными домами фабрики «Вискоза».

Свое историческое название улица берет от первых революционных настроений, охвативших народ царской России в начале XX века. Традиции первых маёвок были перенесены в советский период празднованием 1 Мая. В 1920-е годы на месте Первомайской улицы было поле. К празднованию 1 Мая сколачивали деревянные трибуны, на которые восходили первые лица Мытищинской волости: партийные руководители, директора заводов и фабрики, а потом начиналось торжественное шествие трудового народа под красными лозунгами «Мир! Май! Труд!» по зеленому полю-лугу. Далее колонны выходили на Ярославское шоссе в сторону Москвы и возвращались домой, кто в город Калининград (ныне Королев), кто в город Мытищи по улице Колонцовой и Карла Маркса, а кто и пешком шел до города Бабушкин (ныне Москва, район от МКАДа до Северянинского моста через Ярославскую железную дорогу).

-4

В начале 30-х годов прошлого века в этом районе появились первые бараки для рабочих предприятий Мытищинской волости – Вагоностроительного завода и фабрики «Вискоза».

До Великой Отечественной войны, в середине 30-х годов, началась регулярная застройка двухэтажными (из белого силикатного экспериментального кирпича) жилыми домами. Но все же первый монументальный, огромный для своего времени 100-квартирный жилой дом был построен до войны в 1931 году. Этот дом по современному адресу: улица Первомайская, дом 17а.

-5

-6

100-квартирным дом был прозван в народе потому, что очень уж много там было квартир. На самом же деле в доме было и есть по сей день всего 40 коммунальных номеров. В каждом номере по четыре комнаты, получается 160 комнат. Я не оговорился, назвав комнаты номерами. В августе 2012 года мне с разрешения жильцов одной из квартир удалось побывать в этом доме. На лестничной клетке – по две расположенных друг против друга квартиры. Коридоры в квартирах из четырех комнат, размером примерно 2 на 2 метра. Кухня примерно такая же по площади, при этом она была одна на четыре комнаты, в каждой из которых, как правило, жили семьи.

Улица Первомайская до конца своего существования, а именно до 1977 года, не была окончательно заасфальтирована.

История «Первомайки» красочно дополнена воспоминаниями детства жителя этого района Сергея Максименко, 1955 года рождения. Родился и провел он свое детство и юность по адресу: 2-й Первомайский переулок, дом 7, кв. 1.

«Рассказывая об исторических районах нашего города, стоит упомянуть о таком месте, как «Первомайка». Особенность его в том, что это, пожалуй, единственное место 50-60-х годов ХХ века, представляю­щее собой островок кирпичных двухэтажных домов. Вокруг моря вишневых и яблоневых садов частного сектора, тесно вплетенных в одно- и двухэтажные деревянные бараки довоенной постройки. Во всяком случае, в моей памяти он представляется таким.

И нам, мальчишкам, рожденным в середине XX века, было где разгуляться, поднимая ногами тучи пыли по тогда еще не асфальтированным переулкам и проездам «Первомайки». Кстати, и сама улица Первомайская была с булыжно-грунтовым покрытием.

Нам было где рвать последние штаны о гвозди глухих заборов садов и огородов. Индивидуальные небольшие палисадники имелись даже при некоторых кирпичных двухэтажных коммунальных домах.

В доме №7 по 2-му Первомайскому переулку (ныне проезду), где я родился (который стоит и по сей день), тоже были небольшие фруктовые сады.

В частности, в нашем дворе, кроме вишни, росли два дерева с желтой черешней. Она была такой вкусной, что мои друзья ночью забирались в наш палисадник и рвали ягоды с крыши сарая, порой проламывая ее.

Как я уже упомянул, дома все были коммунальные. Вот и наша семья из 4-х человек жила в одной комнате в квартире из трех комнат. Интерьер квартиры был как обычно с коммунальными удобствами – один туалет, одна кухня с личными столиками, печка, топившаяся углем, на которой все жильцы готовили и кипятили белье. Кроме того, были керосинки и один керогаз.

В начале 60-х годов печку сломали и провели газ. По сравнению с вечно коптящими керосинками, от которых приходилось очищать всю посуду, газ – это была фантастика!

Наш дом, построенный пленными немцами по их же проекту, был двухэтажный и рассчитан на две семьи, нас же в доме жило шесть семей. Несмотря на тесноту, мы жили дружно, все знали друг друга, были как родственники, так как постоянно занимали друг у друга то спички, то керосин, то соль. Мы же, дети тех лет, не знали, что такое замки, запросто можно было открыть дверь соседа и войти в гости к другу.

Во внутреннем дворе (в доме был сквозной проход) вечерами и в выходные собирались жильцы дома, чтобы поиграть кто в лото, кто в домино, а то и накрывали общий стол по каким-либо событиям или праздникам».е

Сергей Максименко продолжает вспоминать свое детство: «Практически ни одно общее или семейное застолье не обходилось без песни. Можно было услышать и хоровое пение, доносящееся из открытых окон нашего дома, где были гости. Бывало, из этих же окон слышалась семейная ругань главы семейства, а то и нагоняй рассерженной мамы моего товарища.

Не было столь сильного социального деления общества на богатых и бедных, все жили одними заботами и проблемами. Если привозили керосин в соседний двор, то тот, кто знал об этом, считал своим долгом оповестить всех, и тот, у кого он кончался, спешил со своим бидончиком занять очередь для себя и соседа.

Сейчас удивляюсь, как наши матери после работы умудрялись на этих керосинках готовить ужин, и ведь надо было сварить обед и завтрак на следующий день. Правда, завтрак зачастую готовили загодя, то есть варили гречневую кашу, заворачивали ее в платок и клали под одеяло дозревать к завтраку! Какая же это была на ту пору вкуснотища, когда мама доставала эту гречку, распаренную, теплую и клала туда ложку сливочного масла, но не такого, как сейчас продается в пачках разных сортов, а золотисто-желтого топленого масла. А кроме приготовления еды, на керосинке грели воду для стирки, но нас, пацанов, это мало беспокоило.

Все свободное время мы проводили на улице. Подвижные игры с мячом, «Штандр», «Вышибалы», у девочек «Классики» на единственном асфальтированном «пятачке» возле дома, прыгалки, «Садовники». Кроме того, внутренние дворы изобиловали сараями, по крышам которых мы бегали, лазали, прыгали с них в снежные сугробы.

Досуг наш также складывался из игр в войну. Эта тема занимала ведущее место в наших ребячьих играх. Естественно, воевали с немцами и, естественно, побеждали.

Благодаря тому, что стадион «Торпедо» завода ММЗ располагался недалеко, мы часто бывали там.

-7

Смотрели встречи по футболу между цехами завода или командами городов Подмосковья. Когда поле стадиона было свободно, то можно было поиграть в «Сотню» на воротах. Для людей среднего и пожилого возраста на стадионе имелись две площадки для игры в городки, они тоже не пустовали. Зимой особой популярностью пользовался хоккей с мячом. Вечером все поле стадиона, залитое под каток, занимали мытищинцы разных возрастов. Каток хорошо освещался, а звучащая из репродукторов музыка разливалась далеко вокруг. Было очень весело.

К культурному досугу можно отнести также посещение клуба ММЗ. Там работали всевозможные кружки, взрослая и детская библиотеки, спортивные секции. В Новый год проходили представления с участием артистов на новогодней елке для детей с подарком. Ну и, конечно, кино. По воскресеньям ровно в 10.00 детские сеансы собирали полный зал. Вечерние для взрослых тоже не пустовали. Народ любил ходить в кино.

К не особо культурному досугу можно отнести праздные шатания по другим местам города. Сразу за «Первомайкой» располагалось картофельное поле поселка Леонидовка. Ближе к Ярославскому шоссе – кукурузные поля и бескрайние яблоневые сады колхоза «Соревнование», в которых после сбора урожая снимали охрану, и всем жителям Мытищ было дозволено собирать оставшиеся на деревьях яблоки. Для нас, детворы той поры, которая слаще морковки и жмыха ничего не видала, сбор остатков яблок был большим праздником. Эти сады простирались от Болшевской железнодорожной ветки до 2-й Спортивной улицы (примерно там, где сегодня находится поворот с Ярославского шоссе в Мытищи).

В 60-х бурно развернулось строительство пятиэтажек. До них самым высоким в нашей «Первомайке» был так называемый четырехэтажный жил-дом, постройки 1930-1931 годов. Этот дом принадлежал фабрике «Вискоза» (ныне «Лирсот»).

Всех ребят, кто жил в этом доме, мы дразнили «вискозниками», а тех, кто проживал в домах от ММЗ, – «вагонниками». На окраине нашей «Первомайки» находилось несколько одноэтажных деревянных бараков. Всех, кто там жил, мы дразнили «деревяшками».

Улица нас разделяла, а школа сближала. Ведь почти все мы ходили в одну и ту же школу №3. Странное дело, в школе никто не разделялся на «деревяшек», «вагонников», «вискозников», порой сидели за одной партой с «чужаком», а за порогом школы снова было разделение.

Каждый вечер после работы собирались жители домов, что по 1-му Первомайскому переулку в Мытищах, в скверике, который они оборудовали сами. Здесь можно было почитать газету, побеседовать или просто отдохнуть».

Неузнаваемо облик улицы начал преображаться начиная с 1960 года.

Тогда всю улицу превратили в большой котлован. Мы, мальчишки тех лет, гадали, что это будет? Два года велись подготовительные работы по прокладке коммуникаций – газа, воды и канализации. Оказывается, это было воплощение грандиозного по тем временам проекта по застройке района «Первомайка» новыми жилыми домами. Генеральным застройщиком этого района выступали две организации – «Химволокно» и «ГИПРОИВ». Так зарождался будущий микрорайон «Химик». Первый дом был построен в 1961 году.

В то время было принято ознаменовывать окончание строи­тельства цифрами, выложенными на коньке дома.

Последний дом на улице Первомайской строили три года, и его корпуса тоже имеют номера №№1, 2, 3. Строительство дома начато в 1971 году, закончено в 1976-м. Дом строили методом «самостроя». Сегодня это понятие исчезло, а во времена «развитого социализма» было модно привлекать рабочих и служащих предприятия, за чей счет строили жилье. Хочешь получить бесплатно квартиру – поработай бесплатно после трудового дня определенное количество часов на «самостройке» своего будущего дома.

На месте бывшего яблоневого сада колхоза «Соревнование» в 70-х годах построили новое здание для школы №3. Некоторое время на этом поле колхоз «Соревнование» высаживал свеклу и картофель.

-8

Дмитрий Гурьянов,

член Союза краеведов России