Не удивляемся, а спокойно ждем новую технологии перелетов, ведь все на серьезном уровне – одна из крупнейших мировых авиастроительных компаний Airbus заявила о том, что в 2020 году начинаются испытания полетов самолетов в V-образной «стае».
Учимся у птиц и велосипедистов в пелотоне
Если отбросить в сторону новейшую «моду на экологию» и странную «ненависть» активистов-экологов к авиации, то идея экономии топлива при дальних перелетах кажется вполне правильной. Повышение экономической эффективности пассажирских и грузовых авиаперевозок является главной целью всех авиакомпаний. Именно под этот основной критерий и создаются новые современные модели авиалайнеров, которые обеспечивают 10-20% экономии топлива при сравнимых характеристиках скорости и дальности перелетов.
Итак, после множества шуток и анекдотов про «стаи самолетов», специалисты действительно обратились к опыту мигрирующих птиц, которые пересекают континенты и океаны в виде вполне формализуемой V-образной стаи, а не как случайная толпа множества птиц. Компания Airbus заявила о том, что пора перенимать опыт живой природы и необходимо подумать о том, как можно сэкономить авиационное топливо на основе идеи «стаи самолетов».
Формально, первое заявление Airbus об инновационной идее «летать как гуси» прозвучало в ноябре 2019 года на международной авиационной выставке в Дубае. Первые публикации начала 2020 года подтвердили решимость ведущей мировой авиастроительной компании начать испытания полетов авиалайнеров «в стае».
«Проект Airbus «fello’fly» призван продемонстрировать техническую, эксплуатационную и коммерческую жизнеспособность двух самолетов, летящих вместе для дальних рейсов. С помощью «fello’fly» самолет-последователь будет извлекать энергию, потерянную следом за самолетом-лидером, летая в гладком восходящем потоке воздуха, который он создает. Это обеспечивает энергию подъема самолета-последователя, что позволяет снизить тягу двигателя и снизить расход топлива в пределах 5-10% за рейс».
Официально ситуация выглядит так: в ближайшие шесть месяцев два лайнера Airbus А350 совершат дальний перелет для доказательства того, что «извлечение энергии в следе» может быть безопасным и надежным. Конкретная авиакомпания, ответственная за тестовый перелет, пока не названа.
Далее, на 2021 год запланированы несколько трансатлантических перелетов, при которых расстояние между самолетами будет в пределах 2-3 км, что по расчетам позволит достичь 10% экономии топлива. Формально, не существует ограничений для полетов «самолетов в стае», но с точки зрения современных авиадиспетчеров вся эта ситуация выглядит очень потенциально опасной. Конечно, современные средства позиционирования авиалайнеров могут обеспечить достаточную точность движения и на таких расстояниях между самолетами, но нагрузка на диспетчеров многократно возрастет.
Идея «fello’fly», конечно, весьма интересная, но многомиллиардные затраты на перестройку всей концепции авиаперелетов вряд ли окупятся в разумные сроки. Военные самолеты уже почти сотню лет летают на основе V-образной формации, но ведь в армии совсем другие приоритеты для выполнения заданий. Безусловно, поиск новых технологий полетов от Airbus можно только приветствовать, но постоянная ссылка в пресс-релизах на некую «экологичность» полетов настораживает, ведь главная цель любой авиакомпании – это безопасность пассажиров и экономическая эффективность перелетов.