Найти тему
taratutenko.ru

Неожиданно – самолеты будут летать «стаями» по проекту «fello'fly»

Не удивляемся, а спокойно ждем новую технологии перелетов, ведь все на серьезном уровне – одна из крупнейших мировых авиастроительных компаний Airbus заявила о том, что в 2020 году начинаются испытания полетов самолетов в V-образной «стае».

Учимся у птиц и велосипедистов в пелотоне

Если отбросить в сторону новейшую «моду на экологию» и странную «ненависть» активистов-экологов к авиации, то идея экономии топлива при дальних перелетах кажется вполне правильной. Повышение экономической эффективности пассажирских и грузовых авиаперевозок является главной целью всех авиакомпаний. Именно под этот основной критерий и создаются новые современные модели авиалайнеров, которые обеспечивают 10-20% экономии топлива при сравнимых характеристиках скорости и дальности перелетов.

«Извлечение энергии в следе» может быть безопасным и надежным для авиалайнеров
«Извлечение энергии в следе» может быть безопасным и надежным для авиалайнеров

Итак, после множества шуток и анекдотов про «стаи самолетов», специалисты действительно обратились к опыту мигрирующих птиц, которые пересекают континенты и океаны в виде вполне формализуемой V-образной стаи, а не как случайная толпа множества птиц. Компания Airbus заявила о том, что пора перенимать опыт живой природы и необходимо подумать о том, как можно сэкономить авиационное топливо на основе идеи «стаи самолетов».

Авиакомпании перенимают опыт птиц для дальних перелетов
Авиакомпании перенимают опыт птиц для дальних перелетов

Формально, первое заявление Airbus об инновационной идее «летать как гуси» прозвучало в ноябре 2019 года на международной авиационной выставке в Дубае. Первые публикации начала 2020 года подтвердили решимость ведущей мировой авиастроительной компании начать испытания полетов авиалайнеров «в стае».

«Проект Airbus «fello’fly» призван продемонстрировать техническую, эксплуатационную и коммерческую жизнеспособность двух самолетов, летящих вместе для дальних рейсов. С помощью «fello’fly» самолет-последователь будет извлекать энергию, потерянную следом за самолетом-лидером, летая в гладком восходящем потоке воздуха, который он создает. Это обеспечивает энергию подъема самолета-последователя, что позволяет снизить тягу двигателя и снизить расход топлива в пределах 5-10% за рейс».

Официально ситуация выглядит так: в ближайшие шесть месяцев два лайнера Airbus А350 совершат дальний перелет для доказательства того, что «извлечение энергии в следе» может быть безопасным и надежным. Конкретная авиакомпания, ответственная за тестовый перелет, пока не названа.

Новый стиль перелетов на основе V-образной формации
Новый стиль перелетов на основе V-образной формации

Далее, на 2021 год запланированы несколько трансатлантических перелетов, при которых расстояние между самолетами будет в пределах 2-3 км, что по расчетам позволит достичь 10% экономии топлива. Формально, не существует ограничений для полетов «самолетов в стае», но с точки зрения современных авиадиспетчеров вся эта ситуация выглядит очень потенциально опасной. Конечно, современные средства позиционирования авиалайнеров могут обеспечить достаточную точность движения и на таких расстояниях между самолетами, но нагрузка на диспетчеров многократно возрастет.

Для военных самолетов V-образная формация является стандартной
Для военных самолетов V-образная формация является стандартной

Идея «fello’fly», конечно, весьма интересная, но многомиллиардные затраты на перестройку всей концепции авиаперелетов вряд ли окупятся в разумные сроки. Военные самолеты уже почти сотню лет летают на основе V-образной формации, но ведь в армии совсем другие приоритеты для выполнения заданий. Безусловно, поиск новых технологий полетов от Airbus можно только приветствовать, но постоянная ссылка в пресс-релизах на некую «экологичность» полетов настораживает, ведь главная цель любой авиакомпании – это безопасность пассажиров и экономическая эффективность перелетов.

-6