Рейтинг КиноПоиск: 7.0 / Рейтинг IMDb: 6.10
Фильм Александра Ажа, вышедший на экраны в 2008 году, уже больше десяти лет воспринимается зрителями, как очень атмосферная и действительно пугающая работа. Здесь есть и нагнетающая музыка, и "бу"-моменты, и мрачные локации, даже местный демон всеми силами старается сделать так, чтобы вам стало не по себе. Некоторых чувство страха не покидает и после просмотра, ведь вещь, вызывающая его, есть буквально в каждом доме.
Но не атмосферой единой отличился этот фильм.
Если рассказывать вкратце, то это история, произошедшая с полицейским в отставке - Бэном. Он убил своего напарника и теперь вынужден подрабатывать охранником сгоревшего торгового центра. Точнее того, что от него осталось. Его коллега сразу говорит, что по ночам в здании жутковато, и главный герой убеждается в этом в первый же рабочий день - демон показывает ему заживо горящих людей, а затем и его самого пытается поджечь (к слову, того первого охранника, который работает уже 15 лет, мистическая ерунда даже не думала трогать. Видимо, тот ей нравился). А затем мы почти весь фильм наблюдаем, как зеркала докапываются сначала до Бэна, потом до его детей, жены, а после и до сестры. Все это ради поиска девушки, из которой мистер Демон изначально вышел, а теперь хочет обратно.
"Зеркала" можно условно поделить на две части - когда фильм проявляет свой потенциал, пугает и с каждой минутой все больше заинтересовывает, и когда происходящее на экране начинает абсолютно игнорировать логику, а само кино больше не считает нужным объяснять нам что-либо.
Первые 40-50 минут хронометража вы действительно полностью погрузитесь в мрачную, загадочную атмосферу заброшенного здания, и, возможно, еще долго будете гадать, в чем же причина недовольства потусторонних сил и какие тайны кроет в себе сгоревший торговый центр. Но спустя час, лично я перестала верить в то, что мне попался действительно прекрасный ужастик. Непризнанный шедевр становится очередной нелогичной пустышкой ровно с того момента, как зеркальный демон забывает, по каким законам он работал в начале фильма, начиная появляться во всех зеркальных поверхностях; как только главные герои начинают вести себя, как типичные персонажи второсортного ужастика, суя свой нос куда попало и мирно засыпая, зная, что по дому ходит непонятная злая фигня, которая вполне может их убить; и сразу после того, как сюжет становится одной большой недосказанной дырой.
Если перечислять все грехи этого фильма, то почти никто из вас не станет дочитывать этот список до конца, но для полноценности картины я все же назову несколько из них:
- Самый главный вопрос - почему вообще мистер Демон искал Эссекер (женщина, в которой он был и потом убежал в зеркала). В фильме нам так и не рассказали причины его недовольства и не объяснили мотивацию для убийств, а это делает бессмысленным и все остальные события фильма. Главный герой бегал и разгадывал квесты на протяжении двух часов, а мы так и не узнали конечную цель этих похождений.
- Раньше на месте сгоревшего торгового центра была больница, в которой та самая Эссекер избавилась от демона. Она просидела в зеркальной комнате несколько дней и потусторонние силы вышли из нее, переместившись в стены той самой комнаты. А теперь внимание, знатоки, вопрос: почему источником всего зла стали не зеркала больницы, а зеркала у главного входа торгового центра, которых, по логике, тогда даже не было?
- Больше всего мне понравился сам демон. На протяжении всего фильма он не просто убивал людей и до всех докапывался, но и занимался саморазвитием: вот злобный дух уже умеет имитировать голос, а вот он не только убивает жертву с помощью подмены одной реальности на другую, заставляя ее делать все самой, но и может самостоятельно наносить удары через отражение (каким волшебным образом он это сделал - непонятно). Поразительно, какой способный у нас растет мальчик.
К практически полностью косячному сюжету прибавляется еще и отсутствие грамотного раскрытия персонажей. Авторы несколько раз делали попытки показать зрителю характер главного героя, но каждый раз оставляли непонятную недосказанность. Ну показали вы его вспыльчивость и привычку кричать чуть что, покажите и причину такого характера, или хотя бы скажите нам, почему это важно в контексте фильма.
И подобное касается почти всех героев: что жена, которая то ли простила нашего неумеху Бэна, то ли хочет только защитить детей; что сами дети - тоже весьма сомнительные герои. Со старшей дочкой была лишь одна сцена, без которой можно было бы обойтись, а мальчик подружился с демоном, но это почти не повлияло на сюжет, потому что его новый дружочек-пирожочек все равно чуть его не утопил. Такое чувство, будто семья в этом фильме нужна только чтобы вызвать чувство жалости - ведь вы посмотрите, бедных деток хотят убить ни за что.
Кроме того, если у вас большой опыт в просмотре хорроров, вы заметите, что подавляющее большинство сцен представляют из себя клише, взятые из других представителей жанра. Я не возьмусь расписывать каждый из таких случаев, но при желании вы можете либо самостоятельно посмотреть, либо почитать другие рецензии. Уверена, я не одна, кто это заметил.
Делая общий вывод, я могу сказать лишь то, что это не страшный фильм со страшными моментами.
Некоторые сцены действительно пугают, особенно если в них использован эффект неожиданности, некоторые вызывают отвращение и, возможно, у особо впечатлительного зрителя появится желание выключить плеер и не наблюдать за происходящим на экране. Если угодно, я даже посчитаю сюжетный поворот в конце неожиданным и поставлю маленький плюсик "Зеркалам" за него, но ни это, ни атмосфера, ни удачно подобранная музыка не компенсируют огромное количество недочетов, странные и временами даже глупые моменты и абсолютную бессмысленность сюжета.
Все слишком нелогично, не досказано и скомкано, чтобы назвать фильм хорошим или тем более одним из шедевров жанра.