Когда однажды с иностранными коллегами мы ехали на автобусе по Киевскому шоссе, руководитель скандинавской делегации встал, взял микрофон и сказал:
– Смотрите, какая дорога! Дороги в России длинные и прямые, как стрелы!
Ведь и в самом деле так. Нам-то в равнинной части нашей страны это не удивительно, да и не замечаем мы прямоты дорог, потому что привыкли.
А вот фрагмент карты Норвегии, страны, рассеченной горами и фьордами:
Водные пути по фьордам хороши, но бывает, что города там на суше расположены близко, а плыть от одного города до другого слишком далеко и долго. Автомобильных дорог для перевозки грузов в Норвегии в XIX веке не было, как, впрочем, и автомобилей, а на лошадях по горным тропам много не увезешь.
Соединить два больших фьорда – Согне-фьорд и Хардангер-фьорд задумали еще в 1871 году, когда начали строить железную дорогу от Бергена до Осло. Для этого решили построить две ветки от бергенской дороги. И если ветку, соединяющую бергенскую дорогу с Хардангер-фьордом, можно было в основном проложить по долине, то веку до Флома, ближайшей точки на Согне-фьорде, пришлось прокладывать через горы от местечка Мюрдал, расположенного в горах на высоте 865,5 метра над уровнем моря.
План строительства ветки до Согне-фьорда долго не могли утвердить. Спорили по поводу ширины колеи, тормозных систем и прочего. Вариант направления пути тоже был не один, думали строить ветку от Восса до Гудвангена, но тогда она бы была вдвое длиннее. Все же решили построить дорогу длиной 20 км между Мюрдалом и Фломом. План утвердили только в 1923 году, через год начали строить. Потом эту ветку назвали Фломской дорогой.
Самым трудным и опасным было строительство тоннелей, были даже несчастные случаи со смертельным исходом. Первый тоннель завершили в 1926 году, а последний – в 1935 году. Всего построили 20 тоннелей общей протяженностью 6 км, и только два из них прокладывали с использованием специальной техники, остальные 18 долбили вручную.
Дорога трижды пересекает горную реку. Строители отказались от строительства мостов, пустив русло реки по тоннелям под железной дорогой.
Рельсы начали укладывать в 1936 году. К 1939 году уже три раза в неделю ходил грузовой поезд по первым 8 км построенной дороги. После фашистской оккупации Норвегии в 1940 году немецкие власти решили ускорить работу. Регулярные грузовые перевозки на Фломской дороге начались 1 августа 1940 года. Пассажирские поезда начали ходить 10 февраля 1941 года.
В 1944 году дорогу электрифицировали, построив гидроэлектростанцию на водопаде Кьёсфоссен. Интенсивность движения ежегодно росла до середины 1950-х годов. Значительную часть трафика составляли туристы с круизных судов, швартовавшихся во Фломе. В 1951 году рядом с водопадом Кьёсфоссен открыли одноименную станцию, чтобы пассажиры могли выйти и любоваться водой, падающей почти вертикально с высоты 93 метра.
С самого начала эксплуатации дороги по ней перевозили много грузов. Пассажирский трафик продолжал расти до 1980 года, а потом еще 10 лет оставался стабильным. Когда в начале 90-х годов открыли автомобильную трассу Е16, грузовой и пассажирский поток на железных дорогах начал падать. Тогда закрыли ветку до Хардангер-фьорда. Фломскую дорогу тоже думали закрыть. Но потом ее превратили в туристический аттракцион, значительно подняв цены на билеты.
Фломская линия имеет самый крутой подъем в Европе среди железных дорог со стандартной колеей. На линии устроено пять специальных тормозных систем. Дорога однопутная, встречные поезда могут разъехаться только на одной станции примерно в середине пути.
Как и многие туристы, мы тоже проехались по этой дороге. Было это в конце апреля 2012 года.
Поехали по Фломской дороге.
Сначала поезд идет вдоль реки по зеленой долине.
Примерно треть пути поезд проходит в тоннелях.
Чем выше поднимается поезд, тем холоднее становится вокруг, зеленые пейзажи сменяются на снежные.
Кругом заснеженные горы и редкие домики.
На станции Мюрдал закачивается Фломская линия, которая ответвляется от основной Бергенской дороги. Здесь можно пересесть на поезд в сторону Осло или Бергена.
Благодаря живописной природе и крутому уклону линия Флом стала третьей по посещаемости туристической достопримечательностью в Норвегии.
Наш пятиминутный фильм про поездку по Фломской железной дороге смотрите здесь.
Про фьорды, по которым мы плыли до Флома, я рассказываю в статье Норвежские фьорды. От Гудвангена до Флома.
Список всех статей про Скандинавию здесь.
Подписывайтесь на мой канал про путешествия, чтобы не пропустить новые публикации про разные города и страны.
Все фотографии на канале из семейного архива.