Найти в Дзене
Юрий Гаврюченков

КОНЕЦ СВЕТА И НОВОЕ НАЧАЛО

В пору создания фантастической серии "Атомный город" про наступление Большого Песца я часто переходил от практики к теории, и обнаружил, что эсхатологический цикл не только в книжках, но и в этой нашей реальности делится на семь этапов.

Всё впереди!
Всё впереди!

1. Пророчество в эпоху благоденствия.

2. Деградация общества.

3. Апокалипсис.

4. Армагеддон.

5. Постапокалипсис.

6. Апокатастасис.

7. Постапокатастасис.

Это обязательные этапы, они следуют именно в таком порядке. Мы живём в них. Наши предки в них жили с тем или иным успехом. Например, Россия в ХХ веке преодолела два полных цикла, вошла в третий, и сейчас мы наблюдаем его неотвратимую поступь.

1. Начать следует издалека. С эпохи благоденствия, когда в устроенном обществе возникают предсказания и лжепророчества, которым обыватели не особо верят. Обоснованные прогнозы оказываются разбавленными слухами и мнениями кухонных аналитиков до полной утраты доверия к чему бы то ни было. В особенности, к самому наихудшему!

2. Поначалу незаметно, а потом всё заметнее жизнь ухудшается. В сытости и безопасности люди теряют берега и не видят краёв. Они уже сетуют на нарастающую деградацию окружающих (кроме себя самих, конечно), но ещё не чувствуют на своей шкуре обжигающих последствий.

3. Откровения начинают сбываться. Не лжепророчества, а те, что оказались Настоящими. Их появление люди помнят и могут рассказать, что они чувствовали, когда впервые их услышали. Люди очень жалеют, что знали раньше, но не подготовились. Из стадии деградации общество переходит в распад. Недоедание, тревожность, болезни, разруха, беспорядки и боевые действия.

4. Армагеддон, взлёт бойни. Не обязательно, что он будет одномоментным, но он будет масштабным и ужасным. Уцелевшие смогут поспорить, кто чего сохранил больше или меньше, но сам факт пикового состояния сомнений не вызывает.

5. Постапокалипсис. Мир перешёл во тьму. Песец наступил, разгулялся и теперь блуждает по руинам. В дымящихся развалинах выжЫвальщики жрут крыс и запивают чистым спиртом. Мешочники таскают туда-сюда мешки и спекулируют, наживаясь на чужом горе. В небе летают огнедышащие птеродактили, авиация противника или наоборот. Но люди начинают поднимать к небесам почерневшие лица и сбиваться в стаи. Хорошие ликвидируют плохих, плохие убивают хороших. Читателям это почему-то нравится больше всего.

6. Апокатастасис. Самая неисследованная в фантастической литературе часть эсхатологического цикла, а вот в произведениях соцреализма тема раскрыта чуть менее, чем полностью. (Раскрыть её полностью нам ещё предстоит, но не всем, и не будем о грустном.) Большой Песец уходит. Чумазые гномики вылезают из руин и по кирпичику начинают строительство цивилизации. Происходит зарождение счастливого нового мира на развалинах старого. Тяжёлый, унылый, полный болезней и лишений тяжкий труд, читать о котором в сытом обществе неприятно.

7. Постапокатастасис. Эпоха строительства бараков и заводов переходит в эпоху строительства дворцов культуры, фабрик-гигантов и великих сельскохозяйственных предприятий. Это уже другое общество, не такое, как прежнее. И в нём появляются новые пророчества о Конце Света.