Общая информация.
На оружие, клинки которого украшены вставленными в специальный желоб подвижными жемчужинами, впервые (вероятно) обратил внимание оружиеведов один из основателей этой науки - В. Бехайм. В своем труде, известном у нас как "Энциклопедия оружия", он писал: "Слава восточных клинков принадлежит им по праву. Особое восхищение своими качествами и отделкой вызывают индийские, среди которых есть такие, что способ их изготовления прямо-таки необъясним. Например, вдоль клинка индийской сабли сделан сквозной желоб, куда помещен подвижно ряд жемчужин. Каким же образом их можно было вставить, не повредив ни одной?" (Бехайм В. Энциклопедия оружия). С неменьшим восхищением говорит об этом оружии и русский оружиевед Э. Ленц: "Среди многочисленных стилей декорирования, которые нас восхищают на восточном оружии, справедливое восхищение вызывает метод, используемый прежде всего в Индии, с помощью которого целый ряд жемчужин инкрустируется в каналоподобные отверстия или пазы на наконечниках копий, клинках сабель или кинжалов так, что они могут свободно перемещаться вверх или вниз по направляющим в границах этих канавок" (Ленц Э. Жемчужины, инкрустированные в клинки). Сегодня образцы такого оружия есть в собраниях целого ряда музеев мира, включая и российские. Причем это не только клинковое оружие, но и древковое (копья), рубящее (топоры) и даже ударно-дробящее (шестопер). Не всегда это были именно жемчужины. Так, по словам А. Чубинского, в клинке индийского кинжала, который до 1861 г. входил в коллекцию князя А.Д. Салтыкова, были подвижно вставлены небольшие рубины, а в иранский кинжал XVII века, хранящийся в Метрополитен-музее, на клинке сквозной паз, в который подвижно вставлены рубины и изумруды. Дж.К. Стоун в своем Словаре упоминает "катающиеся жемчужины" как в длинно- так и в короткоклинковом восточном оружии, указывая, что в качестве таковых чаще всего выступали металлические шарики. Богатую (уникальную!) коллекцию украшенного таким образом оружия имеет и российская Оружейная палата. В первую очередь, это, конечно, клинки (иранские клинки, клинок "на черкесский выков", всего пять полос). Так согласно описи царской оружейной казны 1687 года в вырезанных в этих клинках желобках перекатывались «жемчужины»: "…полоса булат красной кизылбашская … вытерто по два долика, в одном долике по обе стороны катаютца четырнатцать жемчюжинок", "…по тылью долики с перерывцом, в них катаютца отдиннатцать жемчюжинок", "на обеих сторонах по долу, в них катаютца восмь жемчюжин". Т.е., согласно описанию, на трех клинках желобки были проделаны как на голоменях (плоскостях) клинков, так и на обухе. Впрочем, как отмечает А. Чубинский, "жемчюжины" не сохранились, и были ли это именно жемчужины, а не обыкновенные шарики, сказать уже нельзя. Четвертая полоса, "на черкесский выков", если судить по описанию, имела именно жемчужины ("бурмицкие зерна"). При этом, можно предполагать, что этот клинок был откован русскими мастерами. В Оружейной палате имеются также копейные наконечники, цельнометаллическая булава и топор.
Как это делалось?
Работа была довольно кропотливой: в клинке вручную проделывался паз круглого сечения, на одном из концов которого делалось специальное отверстие большего диаметра, через которое и вставлялись шарики. После этого отверстие либо заливалось серебром (Чубинский А. Сабельные клинки и древковое оружие "с жемчужинами" в собрании Музеев Московского Кремля), либо закрывалось острой заклепкой: "острые скрепляющие заклепки имеют точно такой же диаметр, как и отверстие в направляющих пазов; жемчужины вставлялись в канал через это отверстие, его нависающие края препятствовали их выпадению, а вогнутое поперечное сечение обеспечивало достаточный простор для свободного катания вперед и назад. Умелый кузнец не стал после закрытия "вводного" отверстия делать ничего другого, кроме как с большим или меньшим искусством скрыл края заклепок" (Э. Ленц).
Зачем это делалось?
Существуют две версии цели такого украшения клинка - от функциональной (для усиления удара) до демонстрирования уровня искусства мастера. В первом случае версия не выдерживает критики (хотя, вероятно, отсюда пошли рассказы про "яд в клинке" и знаменитые "ртутные ножи". Вторая, предложенная Дж.К. Стоуном вполне имеет право на существование. А. Чубинский предлагает третью и тоже весьма любопытную: "изготовление всех описанных предметов − имело целью создание особого "звучащего" или "говорящего" оружия", демонстрация которого была рассчитана на узкий круг лиц. "В такой ситуации это оружие выгодно отличалось от любого другого, а его движение, сопровождающееся легким шумом, имитировало боевое использование, создавало эффект театрализации, "оживляло" рассматриваемый предмет" (Чубинский А.).
Основные источники: Чубинский А. Сабельные клинки и древковое оружие "с жемчужинами" в собрании Музеев Московского Кремля // Историческое оружиеведение, №3; Орленко С., Новоселов В., Курмановский В. К вопросу о булатном оружии русской работы XVII в. // Историческое оружиеведение, № 7 (фото).
Об украшенном оружии русских, французских и английских мастеров вы можете прочитать здесь.
Об украшенном оружии работы русского мастера И. Бушуева вы можете прочитать здесь.
Об уникальном разборном грузинском кинжале вы можете прочитать здесь.
Публикации об уникальных образцах оружия и уникальных оружейных коллекциях будут продолжены. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями, предлагайте темы. Это поможет развитию канала!