Мир без Бога, отчаяние и заброшенность, а также поиски смысла человеческого существования очень гармонично объединил в своих трудах Фёдор Михайлович Достоевский. Он оказал огромное влияние, как на представителей религиозного экзистенциализма, так и на философов-экзистенциалистов с атеистическим мировоззрением. Более того, Достоевский повлиял и на формирование психоанализа – еще одного значимого направления в психотерапии.
Поиск Бога в романах Достоевского
В двух главных романах великого русского писателя прослеживаются идеи экзистенциализма. В “Преступлении и наказании” (1866) наглядно показано атеистическое мировоззрение и его последствия (теория Раскольникова об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях во многом перекликается с теорией Ницше о “сверхчеловеке”), а в романе “Братья Карамазовы” (1880) рассматриваются вопросы, присущие христианскому экзистенциализму:
- бытие человека в грешном мире;
- поиск Бога и смысла жизни;
- свобода воли;
- представления о морали, о добре и зле.
Особенно глубоко писатель отразил это в беседах двух братьев Карамазовых, Ивана и Алёши. Эти диалоги очень наглядно символизируют полярность идей экзистенциализма, наиболее явно это выражено в поэме атеиста Ивана “Великий инквизитор”, которую он пересказывает своему брату Алёше, который на тот момент является послушником в православном монастыре.
В ней главный герой выражает свой бунт против Бога и упрекает Его в существовании людских страданий и чрезмерной свободе выбора:
“... тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы. Это так, но что же вышло: вместо того, чтоб овладеть свободой людей, ты увеличил им ее еще больше! Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее”
Именно поиск смысла человеческого бытия и является основой экзистенциализма в целом и экзистенциальной терапии, как его производной, в частности. Идеи экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии для России не новы, они гармонично формировались на протяжении всей истории страны.
Великие русские писатели, такие, как Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, Н.В. Гоголь, уже упомянутый нами Ф.М. Достоевский в своих трудах непременно обращались к вечным вопросам человечества о смысле существования, о нравственных мерилах, о разделении добра и зла.
Поэтому, можно утверждать, что именно на российской земле очень плодотворная почва для применения в практике консультирования христианской экзистенциальной психотерапии, основная задача которой – помогать людям обрести себя через обретение Бога.
Читать другие статьи:
Что общего между психотерапией и религией?