Продолжение рассказа ПОЛЕТЫ НАД СИБИРСКОЙ ТАЙГОЙ
Проводив на катер студентку Уральского горного института будущего советского геолога, поплывших на другой берег Ангары, мы трое студентов МИЭТа, прилетевших в начале июня 1970г. в поселок Богучаны на летнюю шарашку в местный Химлесхоз, наконец добрались до его конторы. И там выяснилось, что для нас есть только две свободные ставки рабочих: одна вздымщика и вторая сборщика живицы, но сразу для двух участков. И до места их нахождения надо добираться километров шестьдесят пять. Делать было нечего. Мы, подписав какие то бумаги и получив «подъемные» небольшие деньги, залезли в кузов грузовика и уже затемно оказались в поселке Пинчуга. Это вдоль Ангары на запад от поселка Богучаны километров тридцать.
На следующее утро химлесхозный бригадир татарин по национальности велел нам пойти в Пинчугский магазин и закупить продуктов недели на три. К моему удивлению в магазине был невероятный выбор японских товаров и различных продуктов, консервов и алкоголя. Он был хороший даже для Москвы. Меня это ошеломило. Набрав все необходимое, на наш взгляд , и купив для будущей прописки поллитровку пищевого спирта за 5 рублей, мы погрузились в тот же грузовик еще не совсем понимая, что нас ждет впереди.
Дорога, по которой мы въехали в лес мотала нас по всему кузову. Спустя полтора часа она пошла куда то вниз и мы въехали в распадок на берег реки.
Затем машина круто повернула на 180 градусов , немного попетляла и мы оказались на поляне.
Справа были эти два дома , а слева повыше еще два дома более напоминавшие сараи.
Разместившись в доме мы вышли посудачить.
Бригадир тут же выдал нам спецовки из белой грубой нейлоновой ткани, пояснив, что их надо будет одевать при работе с серной кислоты .
И, конечно, еще рабочий инструмент : хак для подсочки смолы, V -образные резцы, набор полукруглых наждаков для их заточки, из фторопласта полый цилиндр с колесиком, который надо было посадочным отверстием вставить на шест, а впереди закрепить резец.
Потом перед работой серная кислоту, стимулирующая истекание из сосны живицы, мы размешивали в бидоне с каолином (белой глиной) до густоты сметаны.
Полученную смесь заливали во второпластовый цилиндр хака. После каждого среза коры сосны проводили колесиком по полученной борозде так чтобы смесь с серной кислотой попадала на поверхность сосны. Очень просто. Все последующее время погода стояла невероятная. Солнце грело и светило все дни. А тучи комаров не позволяли раздеться. Временами было очень жарко, особенно, когда приходилось работать в нейлоновом костюме. Хак должен быть настолько длинным, чтобы можно было достать резцом зачищенное от коры место на сосне и сделать там резцом просечку. При этом очень часто брызги смеси кислоты попадали на костюм. Если бы мы работали в обычной одежде, она быстро оказалась в дырах, а кожа в ожогах.
Как мы питались? Варили по очереди на уличной плите макароны, лапшу и заправляли их тушенкой. Также по очереди раз в две недели кто то из нас утром переходил вброд речку Манзя, выходил на дорогу, идущей вдоль реки, там ловил попутный лесовоз до магазина в одноименном поселке Манзя на берегу Ангары. И обратно на порожнем лесовозе. Последний раз это было 1 августа в субботу . Напомню год был 1970г.!
В тот раз поехал Серый. Обратно привез обычные продукты и новость: О взлете почти вдвое цен на весь алкоголь по всей стране с 1 августа . Например бутылка 0.5 л водки была 2.87 рубля стала 4.12, а коньяка 8.40 вместо 4.12 рублей. А спирт вообще пропал в продаже. И я понял, начался новый отсчет времени от до на после!
Возможно продолжение