Рождество – один из главных православных праздников. Оно знаменует окончание Филиппова поста, который длится с 28 ноября по 6 января, и является временем духовной подготовки к великому празднику.
Праздновать Рождество на Руси начали в Х веке. Но рождественский служебный устав оформился пятью веками раньше. Авторами праздничных песнопений являются: Анатолий, Патриарх Константинопольский (V в.), Соффоний и Андрей Иерусалимские (VII в.), Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, Герман, Патриарх Константинопольский (VIII в.).
В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова, исполняется пророческая песня «Яко с нами Бог».
В эти дни церкви особенно нарядно украшены живыми цветами, елями, возле многих храмов устанавливают рождественские вертепы.
Канун праздника называют рождественский сочельник. Это последний день поста, когда есть не принято до появления первой звезды. А вечером в качестве угощения предлагают сочиво или кутью – сваренные с медом, изюмом и орехами зерна пшеницы, риса, ячменя. Помимо него готовят узвар или компот из фруктов. По традиции крестникам положено угостить кутьей крестных, а те готовят символические подарки.
Разговляются после торжественного богослужения в храме 7-го января. В старину на стол подавали мясные блюда (запеченная курица, жареный поросенок, гусь с яблоками), студень, колбасы, калачи, ржаные колобки, медовые пряники. Сейчас на рождественском столе можно найти и суши, и холодец – угощения на любой вкус.
Считается, что в этот день хорошо посетить больных и заключенных. Люди делятся радостью рождения Спасителя с бедными и убогими, ведь первыми его приветствовали простые пастухи.
После Рождества начинаются Святки (7-19 января). Несмотря на то, что православные Святки предполагали сохранение святости (запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния), практически повсеместно люди гадали, развлекались ряжением, ходили по домам с песнями, устраивали гулянья: катались на тройках, каруселях, смотрели представления уличных театров.
Эти «святочные» традиции тесно связаны со славянским языческим праздником Колядой. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. «На коляду дня прибыло на куриную ступню» – говорили в народе.
Коляда – славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира», по словам историка Н. М. Карамзина.
Все обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье – счастье, но прежде всего – чтобы не прекратилась жизнь.
Так, для гадания на стол клали солому, покрывали скатертью, а сверху ставили миску с сочивом. Вынимали соломинку и гадали. Длинная – к хорошему урожаю, короткая – к плохому. Чтобы не убегал скот, спутывали ноги столу. Хозяевам хаски можно воспользоваться опытом предков. Девушки бросали против ветра пригоршню снега. Если снег упал звучно, будет молодой и красивый жених, если тихо и криво – глухой или старик.
Чтобы год был урожайным, из теста выпекали фигурки животных: коров, овец, гусей, и дарили их родным и близким. Женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.
В колядках также пелось о хорошем урожае и достатке.
... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Поначалу, христианская церковь пыталась искоренить языческие традиции. Но поскольку успеха это не имело, включила их в святки. К исконным народным костюмам добавился посох со звездой, появились и новые колядки, воспевавшие Христа. Церковники начали сочинять книжные колядки – канты.
Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, где уже трудно разобрать, что откуда. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.
Для святок характерны и другие «очистительные» обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.
Особо удачными для гаданий считались две ночи: на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая – на Крещение (с 18 на 19 января).
Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходить друг к другу в гости, поздравлять с праздником.
И сейчас некоторые святочные традиции еще живы, претерпев изменения, они радуют нас своим задором, таинственностью и единением с предками. Ряженные ходят по домам, поют песни, щедро осыпают хозяев рисом или пшеницей. Девушки гадают. На площадях устраивают ярмарки и народные гуляния. Люди катаются на тройках, в санях уже редко, но все же. Возрождаются и языческие традиции, кто-то не празднует Рождество, а ждет Коляду.
Источники
Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1987.
Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
Журнал «Наука и жизнь» 1998, №1.
https://ruvera.ru/articles/rojdestvo_na_rusi_tradicii_prazdnika