Найти тему
АВТОТУРИСТ

Стороженский маяк на Ладожском озере - второй по высоте каменный маяк в России.

Это вторая часть рассказа о путешествии из Москвы к Стороженскому маяку на Ладожском озере окольными дорогами. Первая часть по ссылке здесь.

Пятиглавый храм Рождества Христова в соседней деревне Надкопанье. Здесь установлен памятник Киприану Стороженскому
Пятиглавый храм Рождества Христова в соседней деревне Надкопанье. Здесь установлен памятник Киприану Стороженскому

С утра чуть подморозило и развиднелось, терять единственную возможность увидеть маяк и Ладожское озеро в цвете и свете, а не в унылой облачной хмари не хотелось. Погнали что есть мочи с одной остановкой на перекрестке возле Сясьстроя – здесь продают вкуснейшую рыбу горячего копчения, и ломанулись в Сторожно.

Памятник Киприану Стороженскому
Памятник Киприану Стороженскому

Второго января люди начали приходить в себя, садиться за руль, изредка приходилось обгонять. С электронным ограничнием в 145 км/ч по спидометру это не просто. Мотор бодро тянет до «отсечки», но динамика разгона нашего «алюминиевого ящика» требует длинной прямой дороги, чтобы достичь «максималки». И вот, наконец-то, поселок Паша, поворот и финальный грейдер, будь он неладен. От этой гребенки, казалось, вывалятся зубы и сложится позвоночник, но приспустить колеса не было времени. Как потом выяснилось, шины были перекачаны до 3.5 атмосфер. Всегда надо самому следить за давлением! Даже удивительно, что наши вещи не превратились в мелкое крошево в этом «шейкере», со скоростью 60 км/ч мчавшем нас к заветной цели.

Это еще не Ладога) Вид с моста на речку Косопашу у деревни Надкопанье
Это еще не Ладога) Вид с моста на речку Косопашу у деревни Надкопанье

Как же красива Ладога зимой – блестящие черные камни на отмели, ледяные закраины, чуть припорошенные свежим снегом, холодная мелкая рябь искрится на солнце, уходят в глубину покосившиеся мостки и далеко за ними на якоре покачивается остроносый рыбацкий баркас.

Дорога в Сторожно идет через вот такой подъемный мост
Дорога в Сторожно идет через вот такой подъемный мост

На фоне яркого, пронзительного голубого неба белеет церковь во имя святителя Николая, по преданию, отстроенная ладожским пиратом Козьмой вместе с двумя новгородцами. Во времена Ивана Грозного грабил Козьма со своей шайкой прибрежные села, но как-то взял и исчез. Где блуждал - непонятно, но по пути успел завязать с криминалом и воцерковился, да так глубоко, что в Сторожно явился уже монахом, представлялся Киприаном и построил церковь, которая затем превратилась в монастырь, куда начали стекаться насельники.

Вид на Ладогу из Сторожно
Вид на Ладогу из Сторожно

К сожалению, будущему святому не удалось дожить свой век, в благости управляя коллективом единоверцев. Видимо, православный корсар угрохал на свою церковь весь общак, так что его нашли бывшие соратники, вручили Киприану – Козьме черную метку и организовали мученическую кончину по высшему разряду.

Сторожно. Маяк и церковь
Сторожно. Маяк и церковь

Монастырь пользовался популярностью у ладожских купцов, моливших пощадить свои торговые суда в грозных штормовых водах озера и существовал на их пожертвования. Причем, потери при переходах по Ладоге были столь велики и регулярны, что одних молитв не хватало. Пришлось Петру I решить проблему кардинально - по его указу вдоль Ладоги прорыли каналы, по которым суда могли ходить спокойно и безопасно.

Сторожно - рыбацкая деревня, промысел этот на Ладоге опасен
Сторожно - рыбацкая деревня, промысел этот на Ладоге опасен

Торговля по Вышневолоцкому водному пути, соединявшему Волгу с Балтийским морем, расцвела, а монастырь, наоборот, захирел и был закрыт, а вот маяк действует и сейчас, правда построен он был гораздо позже, в самом начале XX века.

Владелец этого сарая особенно возмущался тем, что мы фотографировали деревню. Видимо, тут многие браконьерят, а в кадр как раз попали рыболовные сети
Владелец этого сарая особенно возмущался тем, что мы фотографировали деревню. Видимо, тут многие браконьерят, а в кадр как раз попали рыболовные сети

Высота башни Стороженского маяка составляет 71 метр – это седьмое место среди каменных маяков в мире и второе в России (первое занимает задняя башня створного маяка на Лесном молу в Петербурге). Внутрь попасть не удалось – смотрителя чуть не разжаловали за прошлые самодеятельные экскурсии, так что – ни за какие деньги.

Стороженский маяк, высота - 71 метр
Стороженский маяк, высота - 71 метр

Виноват, как всегда, Интернет. Экскурсанты выложили подробный отчет с фото и расценками на посещение, пост попался на глаза начальству маячника и все – лавочка закрылась. Туристов в Сторожно вообще не очень жалуют, местные хотят покоя, мы и не стали им мешать - ночевку запланировали на берегу километрах в пяти от деревни.

Этот большой кирпичный дом построен государством специально для смотрителя маяка. Лишишься должности - и из дома придется съезжать.
Этот большой кирпичный дом построен государством специально для смотрителя маяка. Лишишься должности - и из дома придется съезжать.

Но вместо пляжа с песочком попали на свое, персонально-новогоднее «Ладога-трофи». К счастью, зимой нет комаров, а мороз не очень кусался, когда мы на хорошем ходу влетели в болото по двери. В принципе мы все рассчитали точно – направление верное, дорога прямая, вот только подошедший на визг бензопилы егерь сказал, что лес по ней даже в минус тридцать вывозят с опаской – застывает болото очень плохо, а нам пожелал удачи – мол таких тут летом полно, и пошел обратно – его «гражданская» «буханка» нас все равно не спасет.

-11
Для прочности кладка скреплена железными обручами по всей высоте маяка
Для прочности кладка скреплена железными обручами по всей высоте маяка

Нам можно сказать повезло – сухой пригорок, где удалось поставить палатку и разжечь костер, нашелся метрах в ста от «засады», а в «Дефендере» обнаружились «телепузики». Пока я по колено в жиже при свете фонаря пытался «выковырять» «Деф», товарищ быстро поставил палатку, вскипятил чай и заварил макароны с тушенкой. Гитара пришлась очень кстати – стемнело часов в шесть вечера, рассвет полдесятого утра – оставалось только ждать и отсыпаться.

Вход в дом смотрителя. Прилегающая к маяку территория огорожена, маяки до сих пор считаются в РФ стратегическими объектами, хотя им бы давно пора стать экскурсионными достопримечательностями
Вход в дом смотрителя. Прилегающая к маяку территория огорожена, маяки до сих пор считаются в РФ стратегическими объектами, хотя им бы давно пора стать экскурсионными достопримечательностями

Позволю себе дать совет начинающим джиперам - если вы застряли так плотно, что быстро откопаться шансов нет - ночуйте! Спасательные работы в темноте обычно не эффективны и очень быстро выматывают. Главное - не вздумайте спать с заведенным мотором. Угореть насмерть - легче легкого, позже обязательно расскажу про очень опытных джиперов, угоревших за ночь в болоте.

-14

Утром мы быстро навели гать, я стравил колеса почти в ноль, завел мотор и на понижайке, на одних холостых оборотах задним ходом «Деф» вылез из этой жуткой трясины. На низах 2.2 литровый дизель тянет едва ли не лучше 2.4 литрового. Чтобы "Деф" поехал, всего-то и понадобилось «отлепить» днище от грунта. Я потом встал в то самое место, где мы «сидели» - глубина оказалась почти по пояс.

Подробно о том, как мы выбирались из болота читайте по этой ссылке, там все есть - и Дэф, вмерзший в лед и фото гати.

До темноты мне удалось загнать под колеса штук шесть пеньков и  правая сторона показалась из трясины. Под каждым колесом пеньков чуть ли не на метр вниз уложено. Хайджек ставил на два длинных бревна, иначе он уходил в болото
До темноты мне удалось загнать под колеса штук шесть пеньков и правая сторона показалась из трясины. Под каждым колесом пеньков чуть ли не на метр вниз уложено. Хайджек ставил на два длинных бревна, иначе он уходил в болото

Недолгая дорога к дому.

На обратном пути я завидовал эвакуаторам – ночь с третьего на четвертое января для них была золотой – они стадами носились по трассе, мигая своими оранжевыми маячками, а в канавах с анабиозными лягушками по обочинам дорог дожидались своей очереди десятки «выкидышей». Сначала мы останавливались у каждой машины, улетевшей в кювет, но хозяева все как один отказывались от помощи – «нормально, ребята, ждем транспорт».

Это детский сад в городке Красный Холм в Тверской области. Обратите внимание на "горку" справа. Мы решили, что это эвакуационный трап. А вы как думаете, пишите в комментариях!
Это детский сад в городке Красный Холм в Тверской области. Обратите внимание на "горку" справа. Мы решили, что это эвакуационный трап. А вы как думаете, пишите в комментариях!

А у нас приключений больше не случилось. Дорогу «уложили» в одну ночевку в Весьегонске, немного срезали через Красный Холм, заехали в славный город Кашин, за фирменными кашинскими настойками и финишировали вечером четвертого января. Две тысячи километров, не всегда проверенная солярка, асфальт, грейдер и бездорожье, все мыслимые режимы эксплуатации – старик Defender не подвел, правда, жрал по 13-14 литров на сотню, но так я и ехал газ в пол туда и обратно.

Ставьте лайк, подписывайтесь на АВТОТУРИСТ и пишите в комментариях, куда путешествовали в новогодние праздники на автомобиле. Я много лет неизменно отправлялся в новогоднюю ночь с палаткой хоть куда-нибудь, лишь бы уехать, но холод и снег мне порядком надоели. В следующий раз надеюсь оказаться на юге))

Чтобы не пролистывать вверх:

Первая часть рассказа о путешествии к Стороженскому маяку

Как мы сутки просидели в ладожском болоте возле Сторожно на новый год.