В нашем списке — фильмы, которые шли в российском прокате и появлялись на стриминг-сервисах с 1 января 2019 года.
«Джокер»
— «Джокер» собрал более 1 млрд долларов, установил несколько рекордов и стал самым кассовым фильмом с рейтингом R. Тодд Филлипс, снимавший до этого комедии вроде «Мальчишника в Вегасе», совершил революцию в жанре кинокомикса — сделал фильм по лекалам знаменитых картин Мартина Скорсезе, на первый план вывел сложного антигероя и взял на главную роль одного из самых блестящих актеров современности. Хоакин Феникс проделал колоссальную работу, чтобы создать своего Джокера: похудел на 20 килограммов, начитался книг про убийц политиков и отказался изображать одно конкретное психическое заболевание, чтобы никто не смог поставить персонажу точный диагноз. Такое рвение уже отмечено ассоциациями кинокритиков и Гильдией актеров США; уверены, киноакадемия поступит так же.
История Игрушек 4
Оказавшись в руках новой хозяйки, соседской девочки Бонни, Вуди переживает очередной кризис: главной и любимой игрушкой Бонни назначила не его. Тихие страдания Вуди разворачиваются на фоне громких стенаний новичка Вилкинса, которого Бонни сделала из обычной пластиковой вилки. В путешествии, куда девочка отправляется с родителями и игрушками, Вилкинс сбегает, и ответственный.
«Однажды в… Голливуде»
Девятый фильм Квентина Тарантино — признание в любви старому Голливуду и кульминация всего, что когда-либо снимал режиссер. История Рика Далтона, теряющей популярность звезды вестернов, и его дублера Клиффа Бута порадовала прежде всего бесподобным актерским дуэтом Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта и уже затем сильной драматургией и атмосферой голливудской эпохи, исчезнувшей с убийством Шэрон Тейт. Тарантино затянул саспенс, построенный на фирменных диалогах, аж на два с половиной часа и перенес весь экшен в финальные 15 минут — такое решение оценили не все. В Каннах, где «Однажды в… Голливуде» участвовал в основном конкурсе, картине досталась лишь премия «Собачья пальмовая ветвь» (Брэнди навсегда!), пресса отзывалась о ней без особых восторгов, а дочь Брюса Ли, Шеннон, ополчилась на Тарантино за то, что он показал ее отца «напыщенным наглым ублюдком».
«Солнцестояние»
Второй полнометражный фильм Ари Астера, автора «Реинкарнации» — необычная, будто вывернутая наизнанку хоррор-сказка. Самое ужасное (семейная трагедия) происходит здесь в самом начале в зловещей темноте. Затем экран заливается светом, и дальнейшее действие разворачивается в идиллических пейзажах под лучами ослепительного солнца. И от этого становится еще страшнее. Дэни, героиня великолепной Флоренс Пью — практически Джокер в женском обличье. Ее болезненные отношения с родителями и сестрой заканчиваются катастрофой, бойфренд не способен ни поддержать, ни признаться в угасших чувствах, и поэтому, когда парочка вместе с друзьями-антропологами приезжает в шведскую секту на праздник летнего солнцестояния, именно забитая и зареванная Дэни проявляет себя. То, как нестандартно и даже цинично режиссер раскрашивает историю про токсичные отношения в краски фолк-хоррора, и делает фильм совершенно выдающимся.
«Брачная история»
Чарли — театральный режиссер из Нью-Йорка, Николь — актриса, которая бросила кинокарьеру в Лос-Анджелесе, вышла замуж за Чарли и играет в его театре. Мужа все устраивает, но Николь понимает, что потеряла себя в браке. Оба супруга хорошо относятся друг к другу и собираются полюбовно оформить развод, но в дело вмешиваются адвокаты — и начинается настоящая война.
Ноа Баумбак сам пережил тяжелый разрыв с Дженнифер Джейсон Ли и снял фильм со знанием дела — наполненный личной болью, юмором и ощущением нарастающего абсурда. Почти все его работы так или иначе о кризисе отношений, но в «Брачной истории» Баумбак говорит еще и о порочной судебной системе, разделяющей людей и превращающей близких в заклятых врагов. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер сыграли здесь, возможно, лучшие свои роли. «Брачная история» получила все главные номинации на «Золотой глобус» и премию Гильдии актеров США. Уверены, что и без «Оскаров» она не останется.
«Дылда»
Главный русский арт-фильм года, «Дылда» Кантемира Балагова рассказывает историю двух подруг-фронтовичек, которые пытаются выжить в послевоенном Ленинграде. Одна — контуженная, высоченная, не от мира сего Ия, вторая — маленькая пробивная Маша (прекрасные дебютные работы Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной). Ия не уберегла в тылу Машиного сына. Поскольку та не может больше иметь детей, Маша требует от подруги возмещения ущерба. Вдохновившись книгами Светланы Алексиевич, Балагов размышляет о судьбе женщин, сломленных войной, запертых в тесноте госпиталя и ленинградских коммуналок. Огромное значение в фильме имеет цвет, нарочито ненастоящий: чуть ли не в каждом кадре кроваво-коричневые оттенки реального мира сталкиваются с изумрудно-зеленым — миром мечтаний и несбыточных надежд. «Дылда», как и первый фильм Балагова, участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля и получила там две награды — приз за режиссуру и премию от международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.
«История игрушек 4»
Редкий пример того, как четвертая часть франшизы может дать фору всем предыдущим. Оказавшись в руках новой хозяйки, соседской девочки Бонни, Вуди переживает очередной кризис: главной и любимой игрушкой Бонни назначила не его. Тихие страдания Вуди разворачиваются на фоне громких стенаний новичка Вилкинса, которого Бонни сделала из обычной пластиковой вилки. В путешествии, куда девочка отправляется с родителями и игрушками, Вилкинс сбегает, и ответственный Вуди берется его разыскать.
Проблема самоидентификации, столкновение старого и нового, поиск места в жизни и своего предназначения — все это было и в прошлых мультфильмах. Но именно в финале эти темы сошлись и заиграли новыми красками. Особенная благодарность за такой термин, как «экзистенциальный кризис вилки». Мультфильм стал пятым проектом студии Disney, преодолевшим отметку в 1 млрд долларов по сборам в 2019 году, и показал несколько технологических прорывов: в четвертой части идеально передана плюшевость некоторых игрушек, а кожа пастушки Бо выглядит как настоящий фарфор.
«Клаус»
Анимационная лента Netflix и испанской команды во главе с режиссером Серхио Паблосом, над которой плакало полредакции. Главный герой этой истории — избалованный мажор Джеспер. Вместо учебы, куда его пристроил отец — глава королевской почты, Джеспер пьет кофе, спит на шелковых простынях и все портит. Когда отцовскому терпению приходит конец, он ссылает Джеспера работать почтальоном на край света, в холодный и убогий городишко Смиренбург. Задача — через год наладить в Смиренбурге оборот в 6000 писем. Только тогда можно будет вернуться домой. Проблема в том, что жители города, словно Монтекки и Капулетти, живут войной друг с другом. Как заставить писать письма тех, кто предпочитает угробить соседа? К счастью, Джеспер знакомится с угрюмым лесорубом Клаусом, чей дом полон игрушек, и придумывает хитрую схему: дети пишут Клаусу письма-заказы, а тот вместе с Джеспером доставляет посылки по ночам.
«Клаус» — идеальная рождественская история и при этом изящная деконструкция всем известного мифа про Санту, сделанная с теплотой и юмором и напоминающая, что волшебство где-то рядом и оно не всегда связано с магией.
«Паразиты»
Невероятно остроумное и при этом горькое кино, социально-сатирический хоррор, «комедия без клоунов и трагедия без злодеев», как называет фильм его режиссер Пон Джун-хо. Прославленный кореец умудрился сделать три фильма в одном, виртуозно перемешав жанры. Семья бедняков коварством отжимает рабочие места в доме богачей, изобретательно избавляясь от предыдущих работников — это комедия положений. Но грядет расплата, конечно же, кровавая — это экшен-хоррор. А в финале зрителей ждет душераздирающая драма. Пятнадцатиминутная овация в Каннах после показа, номинации на все ведущие кинопремии («Оскар», уверены, выдвинет картину и как лучший фильм, и как лучший международный), рекорды в российском бокс-офисе — Пон Джун-хо и сам удивляется такому успеху. Но объясняется это просто: «Паразитов» отличает яркий киноязык, внятный социальный посыл (критика общества потребления и социального неравенства) и важный гуманистический месседж (паразиты тоже люди и заслуживают нашего сочувствия).
«Боль и слава»
Один из самых личных фильмов Педро Альмодовара: режиссер не только положил в основу сценария собственную биографию, но и воссоздал на площадке свою квартиру — с мебелью, книгами и даже одеждой. Он размышляет о возрасте, одиночестве и творческом кризисе. Главный герой фильма — Сальвадор Майо, тоже режиссер, страдающий от душевного выгорания и диких болей в спине. К жизни его возвращают воспоминания о матери и первой детской влюбленности. Антонио Бандерас получил за свою роль «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и несколько номинаций нынешнего наградного сезона. Потертый, измятый, лишенный привычного мачо-лоска, он ковыляет, плачет, но при этом сохраняет чувство юмора и не теряет достоинства. Получилось пусть и светлое, но очень грустное кино. Безумства Альмодовара закончились, настало время охать и ходить по врачам, но разве этот этап в жизни менее важен?
«Оленья кожа»
Пожалуй, самый дикий фильм года — про одежду-убийцу, сводящую с ума своего хозяина. Жорж пленился курткой из оленьей кожи, купил ее за огромную сумму и уехал с ней куда-то в глушь Франции. Куртка, возлюбленная Жоржа, просит сделать так, чтобы она осталась одной единственной на всем белом свете, и Жорж придумывает план — начать снимать фильм, в котором актеры будут вынуждены избавляться от своей верхней одежды.
«Оленья кожа» Квентина Дюпье — смешное, нарочито необязательное размышление о природе кино и его устройстве в обертке пародийного хоррора. Дюпье, автор фильма про шину-убийцу, не сдерживает себя никакими рамками, а Жан Дюжарден и Адель Энель с явным наслаждением мстят всем своим режиссерам и продюсерам, показывая их настоящими психопатами.
«Текст»
Режиссер Клим Шипенко сделал шаг от блокбастеров в сторону авторского кино и снял по нашумевшему роману Дмитрия Глуховского дерзкий фильм на злобу дня — о бесправности маленького человека и тотальной виртуализации жизни. Персонаж Александра Петрова — обычный парень, засаженный ни за что в тюрьму на 7 лет ментом-мажором — выходит на свободу и забирает жизнь и личность обидчика. Присвоить ее можно вместе со смартфоном. Поднадоевший многим Петров здесь практически совершает актерский подвиг — срывается на свой фирменный крик только в финале, а интеллигентный Иван Янковский неожиданно раскрывается в образе некартонного злодея.
Талассо
Режиссер Гийом Никлу пригласил своих старых знакомых на роли пациентов элитной курортной лечебницы. Как бы самих себя играют два монстра французской культуры — писатель Мишель Уэльбек и актер Жерар Депардье. Уэльбека особенно мучают голодная диета и запрет на алкоголь и курение, но, оказывается, все запретное есть в номере Депардье. Там и проводит время в уморительных разговорах эта парочка, ни в чем себе не отказывая.
Патрик
Действие происходит в парк-отеле для нудистов. Его клиентов безропотно обслуживает великовозрастный сын хозяина, Патрик. Почти все участники этого действа — отнюдь не Аполлоны и Афродиты — демонстрируют свои обнаженные тела. Не исключение и главный герой — даже столярные работы он выполняет в голом виде. Из набора инструментов Патрика вдруг загадочным образом пропадает один из молотков. Это ничтожное событие становится катализатором радикальных перемен. Патрик осознает бессмысленность своей жизни, и тщательно выстроенный его родителями иерархический мир рушится.
Чёрный, чёрный человек
Адильхан Ержанов, в смысле фестивальной судьбы самый успешный из казахских режиссеров, обходится без государственных денег и снимает невероятно смелое «партизанское кино». Он сочетает гротеск и сатиру с мюзиклом и дальневосточным экшеном и в результате создает образ абсурдного и безжалостного мира. В котором к тому же говорят преимущественно на русском. Точнее, на русском матерном. А как еще изъясняются в жизни прототипы персонажей этой криминальной трагикомедии, нищие и алчные менты-беспредельщики, дергающие их за ниточки бандиты и авторитеты-политики?
Уэйн
Сериал вышел на YouTube Premium и оказался не таким раскрученным, как похожий по сюжету британский «Конец ***го мира», но выглядит он куда радикальнее. Там, где у англичан раздумья, меланхолия и нигилизм, в американском роуд-муви про двух сбежавших из дома подростков — настоящий панк-рок. Уэйн учится в старшей школе, и он социопат — вместо того чтобы заводить дурацкие разговоры, сразу бьет противника в челюсть. И все время ходит ободранный, потому что регулярно получает сдачи. Дома у него папаша, умирающий от рака, а мать давно сбежала от них с любовником, прихватив отцовский винтажный «Понтиак». Когда из города приходит письмо (нет, не от матери, а от ее хахаля) с вложенной в конверт фотографией, где тот издевательски позирует на фоне тачки, Уэйн садится на мотоцикл, берет с собой подружку Дэл и едет в город разбираться. А за ним снаряжается погоня. Путешествие сердитых детишек по задворкам одноэтажной Америки превращается в смотр местного паноптикума. Кажется, что злые дети — единственные нормальные люди в этом глобальном клоповнике.