В последнее время во всем мире, в том числе и в России, набирает обороты вегетарианство, веганство и сыроедение, а также прочие движения, которые кажутся обывателю новомодными трендами, не более.
Но. Если хотя бы немного углубиться в историю вегетарианского течения в нашей стране, я уверена, можно сильно удивиться.
Итак. Не совсем одно и то же, но умолчать про православные посты, которые являются в том числе отказом от пищи животного происхождения, в этой статье было бы странно, правда? А это, на минуточку, аж 4 поста в год. Да еще и постные дни: среда и пятница. Вот и считайте, сколько дней в году вегетарианили православные верующие испокон веков. Получается не так уж и мало.
Однако не православием единым крепло вегетарианство на Руси-матушке. Сектанты – например, хлысты и скопцы – туда же. И староверы. И духоборы. Ну, вы поняли, да? Многие придерживающиеся определенных религиозных течений были в основном приверженцами «безубойного» питания.
Но это все религиозный аспект. Были и другие. Уже в конце 19 века вегетарианство стало получать широкое распространение с точки зрения научной. Профессором А. Н. Бекетовым была написана статья «Питание человека в настоящем и будущем».
В 1891 г. слова «вегетарианство», «вегетарианец» и «вегетарианка» были добавлены в «Словарь русского языка».
Между тем государство не очень жаловало это течение: считалось, что оно подрывает устои, «скрепы», так сказать. А куда русский человек без скреп, правда? Несмотря на это, в 1894 г. в Москве открылась вегетарианская столовая, но вывеску вскоре заменили просто на «Столовую».
Тем не менее идея растительного питания становилась все более популярной и получала распространение. Стали появляться тематические печатные издания, а в 1901 г. даже открылось Санкт-Петербургское вегетарианское общество, которое пропагандировало отказ от мясоедства с научной точки зрения.
Ну, про Л. Н. Толстого и его приверженность вегетарианству знают, пожалуй, просто все.
Вегетарианством увлекались тогда многие известные писатели. Лесков, например, Есенин (хоть и недолго).
Но ничто не вечно под луной: началась Первая мировая война – время трудное для всех.
Пошла волна осуждения и непонимания: дескать, человеческая кровь проливается, а они о смерти животных думают! (Кривая логика, как мне кажется, но из песни слов не выкинешь.)
Следует обратить внимание на то, что в России вегетарианство имело под собой скорее нравственный подтекст, а не научный. Все это трансформировалось в умах социума, видимо, в нечто религиозно-сектантское (так ли далеко ушли от этого восприятия наши современники?), что, в свою очередь, мешало широкому распространению и популяризации среди масс. Рабочие и крестьяне и раньше-то почитали такое питание блажью (хоть многие из них и постились при этом) … в общем, отношение было враждебное.
Вероятно, вегетарианцы возлагали надежды на то, что раз уж при царизме их воспринимали не слишком дружелюбно, то при Советах все может поменяться. Нет, не поменялось. Стало еще хуже: раньше их просто не воспринимали всерьез, теперь же начались гонения. В начале 1920-х все вегетарианские общества были распущены, многие участники подверглись репрессиям, а их идеология стала считаться вредной для советского человека.
Ну а возрождение течения в России началось только в 1990-е гг. и нынче набирает обороты.
Аминь.