Найти тему
Канал "Инфо"

Насколько изменилась Москва за 40 лет? А за 80?

В Интернете популярны фотографии из серии было/стало. Однако в таком сравнении есть один недостаток: берутся фото конкретного места, без привязки, так сказать к масштабу всего города или местности.

Вот если бы в те времена были дроны! Тогда бы была ясна вся картина глобальных изменений, вся панорама, всё хорошее и плохое…

Видоизмененное изображение из открытых источников
Видоизмененное изображение из открытых источников

Но за неимением дрона будет… текст. Я постараюсь передать это в красках, художественно, чтобы у вас перед глазами встала вся Москва, что называется, в комплексе…

Уж как получится, не знаю, но попробую, так что не судите строго. Да, вместо Москвы можно представить любой другой крупный город; думаю, что разница будет несущественна.

Итак, представим, что вы переместились в Москву образца 1979 года.

…Если вы находитесь в метро не на новых станциях, то не растеряетесь: они никак не изменились вообще; да и составов 70-х годов выпуска ещё довольно много! Тем, кому за сорок вполне могли ездить на том же самом (!) поезде, будучи детьми.

Выйдя на улицу – вы также не потеряетесь и не почувствуете себя чужим – по дорогам ездят те же троллейбусы «ЗиУ-9», а по рельсам – «вечные» трамваи «Татра Т3»… По окраинам во дворах полно «Жигулей» всех моделей.

Вереницы таких «родных» пяти- и девятиэтажек, кварталы однотипных домов… Деревни Ивановское, Новогиреево, Татарово, Крылатское, Верхние Мневники, Гольяново, Тропарёво уже тогда существовали лишь как названия спальных районов.

Не проблема приехать и в любое место – легко поймать такси или сесть в автобус. «Волга ГАЗ-24», «Икарус-280» или «ЛИАЗ-677» вам привычны и знакомы, ведь они исчезли с современных улиц совсем недавно!

Если посетить квартиру обычных людей на окраине, то, скорее всего, вы увидите ту же мебель, хрусталь и ковры. Разве что ТВ будет другим.

А захотите уехать из Москвы – к вашим услугам самолеты ТУ-134 и ТУ-154, а также купейные и плацкартные вагоны (знакомые до боли), ведомые теми же локомотивами…

Одним словом, если не вдаваться в подробности цифровой революции и смены общественного строя, то улицы Москвы образца 1979 года никого не шокируют и не напугают: для москвича это всё тот же любимый и узнаваемый город.

Думаю, что и например, в Петербурге-Ленинграде ситуация будет аналогичной.

Для закрепления материала рекомендую освежиться просмотром фильма «Москва слезам не верит» (1979). Фильм не ассоциируется с какой-то антикварной жизнью, как не ассоциируется с ней общественный транспорт и дома… Убери рекламу, иномарки, развесь красные флаги, плакаты с цитатами Брежнева и… мы с вами дома, не правда ли?

А тепеееерь… отмотаем время назад на 40 лет, но уже… из 1979 года!

Какой увидит Москву 1939 года житель Москвы предолимпийской?

…Он будет в шоке, ибо он её не узнает!

Город (да и то не до конца) будет напоминать ему Москву лишь в пределах кольцевой линии метро, а дальше – будут тянуться дореволюционные кварталы кирпичных домов, плавно переходящие в деревянную застройку. И то – в пределах трёх станций от кольцевой; а дальше – леса, реки, поля и деревеньки… Впрочем и кольцевой линии также ещё не будет.

На улицах – немногочисленные антикварные автомобили; проехаться на автобусе или трамвае – занятие лишь для молодых, сильных духом и телом… В магазин – также лучше не заходить: хоть карточки формально и отменили, но продуктов и товаров в свободной продаже почти не было – многие получали их на предприятиях или были неформально прикреплены к магазинам.

Дома – бараки и коммуналки с дореволюционной мебелью и примусами на общих кухнях. Радио – только радиоточка, ТВ – не существовало.

Воздушного сообщения – практически не было, а поезда состояли из вагонов дореволюционного дизайна, ведомыми паровозами.

И только газеты – будут наиболее привычны, ибо стиль подачи материала и сами новости принципиально за 40 лет не изменились…

Итак, подведем итоги: почему в 2019-м на «Жигулях» шестой модели (выпуск с 1976 г.) сейчас ездят даже в Москве, не говоря уж о провинции, а на «ГАМ-М1» («Эмка», выпуск с 1936 г.) в 1979 году не только не ездили, но и считали это авто антикварным?

Одним словом, почему в 2019-м некоторые ещё пользуются многими вещами (мебель, холодильник, швейная машина, пылесос, электродрель, радиоприемник и проч.) выпуска 1979 года, но никто не пользовался в 1979 году бытовыми вещами из 39-го?

Так что же лучше: производить много микросхем и электронных устройств для цифровой революции или много металла, кирпича, цемента и прочей осязаемой промышленной продукции?

Не слишком ли много офисов и контор, занимающихся перепродажей барахла? Не слишком ли много банков, выводящих за рубеж деньги? И не слишком ли много развелось людей «ни о чём»?

Вот президент США, говорят, этой проблемой озаботился… да и нам пора, не правда ли? Иначе и ещё через 40 лет страна внешне останется такой же, как и в 2019-м…

© Борис Долгарев, 2019

Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!