В Интернете популярны фотографии из серии было/стало. Однако в таком сравнении есть один недостаток: берутся фото конкретного места, без привязки, так сказать к масштабу всего города или местности.
Вот если бы в те времена были дроны! Тогда бы была ясна вся картина глобальных изменений, вся панорама, всё хорошее и плохое…
Но за неимением дрона будет… текст. Я постараюсь передать это в красках, художественно, чтобы у вас перед глазами встала вся Москва, что называется, в комплексе…
Уж как получится, не знаю, но попробую, так что не судите строго. Да, вместо Москвы можно представить любой другой крупный город; думаю, что разница будет несущественна.
Итак, представим, что вы переместились в Москву образца 1979 года.
…Если вы находитесь в метро не на новых станциях, то не растеряетесь: они никак не изменились вообще; да и составов 70-х годов выпуска ещё довольно много! Тем, кому за сорок вполне могли ездить на том же самом (!) поезде, будучи детьми.
Выйдя на улицу – вы также не потеряетесь и не почувствуете себя чужим – по дорогам ездят те же троллейбусы «ЗиУ-9», а по рельсам – «вечные» трамваи «Татра Т3»… По окраинам во дворах полно «Жигулей» всех моделей.
Вереницы таких «родных» пяти- и девятиэтажек, кварталы однотипных домов… Деревни Ивановское, Новогиреево, Татарово, Крылатское, Верхние Мневники, Гольяново, Тропарёво уже тогда существовали лишь как названия спальных районов.
Не проблема приехать и в любое место – легко поймать такси или сесть в автобус. «Волга ГАЗ-24», «Икарус-280» или «ЛИАЗ-677» вам привычны и знакомы, ведь они исчезли с современных улиц совсем недавно!
Если посетить квартиру обычных людей на окраине, то, скорее всего, вы увидите ту же мебель, хрусталь и ковры. Разве что ТВ будет другим.
А захотите уехать из Москвы – к вашим услугам самолеты ТУ-134 и ТУ-154, а также купейные и плацкартные вагоны (знакомые до боли), ведомые теми же локомотивами…
Одним словом, если не вдаваться в подробности цифровой революции и смены общественного строя, то улицы Москвы образца 1979 года никого не шокируют и не напугают: для москвича это всё тот же любимый и узнаваемый город.
Думаю, что и например, в Петербурге-Ленинграде ситуация будет аналогичной.
Для закрепления материала рекомендую освежиться просмотром фильма «Москва слезам не верит» (1979). Фильм не ассоциируется с какой-то антикварной жизнью, как не ассоциируется с ней общественный транспорт и дома… Убери рекламу, иномарки, развесь красные флаги, плакаты с цитатами Брежнева и… мы с вами дома, не правда ли?
А тепеееерь… отмотаем время назад на 40 лет, но уже… из 1979 года!
Какой увидит Москву 1939 года житель Москвы предолимпийской?
…Он будет в шоке, ибо он её не узнает!
Город (да и то не до конца) будет напоминать ему Москву лишь в пределах кольцевой линии метро, а дальше – будут тянуться дореволюционные кварталы кирпичных домов, плавно переходящие в деревянную застройку. И то – в пределах трёх станций от кольцевой; а дальше – леса, реки, поля и деревеньки… Впрочем и кольцевой линии также ещё не будет.
На улицах – немногочисленные антикварные автомобили; проехаться на автобусе или трамвае – занятие лишь для молодых, сильных духом и телом… В магазин – также лучше не заходить: хоть карточки формально и отменили, но продуктов и товаров в свободной продаже почти не было – многие получали их на предприятиях или были неформально прикреплены к магазинам.
Дома – бараки и коммуналки с дореволюционной мебелью и примусами на общих кухнях. Радио – только радиоточка, ТВ – не существовало.
Воздушного сообщения – практически не было, а поезда состояли из вагонов дореволюционного дизайна, ведомыми паровозами.
И только газеты – будут наиболее привычны, ибо стиль подачи материала и сами новости принципиально за 40 лет не изменились…
Итак, подведем итоги: почему в 2019-м на «Жигулях» шестой модели (выпуск с 1976 г.) сейчас ездят даже в Москве, не говоря уж о провинции, а на «ГАМ-М1» («Эмка», выпуск с 1936 г.) в 1979 году не только не ездили, но и считали это авто антикварным?
Одним словом, почему в 2019-м некоторые ещё пользуются многими вещами (мебель, холодильник, швейная машина, пылесос, электродрель, радиоприемник и проч.) выпуска 1979 года, но никто не пользовался в 1979 году бытовыми вещами из 39-го?
Так что же лучше: производить много микросхем и электронных устройств для цифровой революции или много металла, кирпича, цемента и прочей осязаемой промышленной продукции?
Не слишком ли много офисов и контор, занимающихся перепродажей барахла? Не слишком ли много банков, выводящих за рубеж деньги? И не слишком ли много развелось людей «ни о чём»?
Вот президент США, говорят, этой проблемой озаботился… да и нам пора, не правда ли? Иначе и ещё через 40 лет страна внешне останется такой же, как и в 2019-м…
© Борис Долгарев, 2019
Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!