12 ноября уже прошлого года свет увидел "Мандалорца" - новый сериал по всеми горячо любимой и также горячо продуцироемой в последнее время Диснеем франшизе "Звёздные Войны". Сериал сыскал народное признание, завирусился и был порезан на множество лоскутов мемов, благодаря очаровательному созданию, в интернете окрещённому малышом Йодой. Но давайте взглянем на композиционную уместность нового сериала в общем контексте обширной вселенной.
Начнём с простого, а именно, с определения того, чем являлась оригинальная сага о космических перипетиях в далёкой галактике. Фильмы Лукаса были красивой футуристической сказкой 80-х - достаточно провести параллель с фольклором средневековья, чтобы понять это: рыцари, имеющие свой орден, принцессы, нуждающиеся в спасении этими самыми рыцарями, множество героических сражений - всё это вполне укладывается в концепцию традиционной сказки, пусть и построенную в рамках космической саги. У этой вселенной, безусловно, есть свой шарм, своя атмосфера, абсолютно не претендующая на какой-либо реализм, даже наоборот, она существует в романитизированном манямирке режиссёра - именно том манямирке, который буквально поглотил миллионы людей по всему миру.
Но давайте вернёмся к "Мандалорцу" и рассмотрим его суть и феномен его стремительно возросшей популярности, а также ответим на вопрос, поставленный в заголовке. Дело в том, что "Мандалорец", снятый спустя 42 года после выхода первого фильма франшизы вобрал в себя (без этого никуда) все современные тренды построения сюжета, постановки самой картины, а также отвечающие потребностям современной аудитории тенденции. Прежде чем я перейду к непосредственному изложению сути своих претензий, для большей наглядности, предлагаю вам взглянуть на эти два скриншота из двух сериалов 2019 года:
Итак, обратим внимание на композиционную составляющую данных кадров - мы можем наблюдать отсутствие ярко-выраженных цветов с общим уклоном в серый, также можно заметить омрачающую виньетку на обоих скриншотах, ну и, естественно, наличие лёгкой (или не очень) дымки. Всё это говорит об уклоне в мрачный (суровый) реализм, что неудивительно, на первый взгляд, для обоих сериалов, ведь что Ведьмак, что Мандалорец изначально выстраивали свои промо-кампании, делая акцент именно на этом. НО. Если вселенная Анджея Сапковского являлась мрачным антиподом славянского фольклора, и во всех произведениях, имеющих в своей основе "Ведьмака" отражалось именно это настроение средневекового декаданса, то вселенная, на которой базирован "Мандалорец" имеет совершенно другие основы, описанные выше. Неудивительно поэтому, что средневековый охотник на монстров обошёл межгалактического наёмника в списке самых востребованных сериалов.
Не подумайте, эта статья - не нытьё олдфага из разряда "раньше было лучше", и проблемы "Мандалорца" не заканчиваются на выбивающемся из общего ряда вселенной реализме, отнюдь, они берут в нём своё начало.
Суровый реализм - благо современного кинематографического/литературного дискурса (говоря о современности имеется ввиду период с начала ХХ века), данного нам большим количеством писателей и режиссёров. Возьмём, к примеру, фильм Зака Снайдера "Хранители", совместивший в себе, казалось бы, несовмещаемое - супергероику и мрачность обыденности. Это принесло свои плоды - фильм был признан зрителями и критиками. Опять же, данная стилистика была подкреплена контекстно - DC и до хранителей выпускали комиксы с мрачным, если угодно, взрослым налётом. Но что происходит тогда, когда боссы больших студий решают идти дальше и пытаются подстроить привычные всем образы под требования широких масс? Получается "Лига Справедливости", которая проваливается в прокате и сердцах зрителей, ещё долго вспоминающих потом DC, какой неудачной была попытка скрещивания Марвеловской развлекательной супергеройщины и мрачных образов Бэтмена и остальных героев, уже имеющей свою собственную атмосферу, вселенной.
Примерно то же самое мы получили в "Мандалорце", только наоборот, идиалистическая сказка была разрушена ударом о неуместный реализм, к тому же, достаточно плохо выдержанный.
Рассмотрим сюжет новоиспечённого произведения Дисней - беспринципный наёмник, которого интересует лишь размер награды и благополучие своего узкого круга единомышленников тает перед постепенным осознанием конвенциональных ценностей, будь то ценности семейные или просто социальные. Опять же, можно провести параллель с Ведьмаком, ну да ладно, сосредоточимся на представителе мандалорианской рассы - сюжет избит до невозможности ещё в 90-х годах (снова Сапковский и его детище). В том же третьем эпизоде ЗВ сюжет абсолютно противоположен, и насколько же интересней наблюдать за становлением злодея, а уж тем более такого культового. Более того, наблюдать за подобным сюжетом интересно до сих пор - посмотрите на бьющую рекорды кассу Джокера.
Но не только сюжет искрит тривиальностью - вкраплённые в него миниистории также наводят на мысли о прекращении дальнейшего просмотра ввиду его нецелесообразности, ведь то же "огероивание" обывателей, призванное нести идею коллективизма можно было смело оставить ещё в 20-м веке, потому как уже тогда оно было клишировано. А вот из современных тенденций сериал берёт не самые лучшие и, вспоминая прекрасных принцесс старых фильмов, хочется рвать на себе волосы от вида данной особы, дальнейшая минимизация объективации которой приведёт к становлению этого героя мужчиной. Не поймите меня неправильно, "лукизм" мне чужд и я не имею ничего против женщин, не выглядящих куклами в кадре, но не кажется ли вам неуместным тот факт, что единственным персонажем, остающимся на равных с многократно превозносящимся в разряд высших обитателей галактики мандалорцем, является, хоть и пышущая маскулинностью, женщина.
Островком реализма в оригинальном триптихе Звёздных Войн был всеми любимый персонаж Харрисона Форда - Хан Соло. Он был связующим элементом между фантазией и аудиторией этой фантазии, позволяющим ей отождествлять себя с собой и находившимся именно на той дистанции от зрителя (в плане реализма и близости зрителю), на которой следовало находиться. В качестве подобного "якоря" для зрителя в последующих частях был использован Джа Джа Бинкс, столь презренный фанатами вселенной - дело в том, что этот персонаж упомянутой выше дистанции от зрителя не выдерживал и являлся его прямым олицетворением - неуклюжий, неопрятный и, более того, неуместный и никем не принятый - уж слишком явной оказалась связь между вымышленным персонажем и смотрящим на него зрителем.
Но Дисней учёл не только ошибки прошлого, но и его наработки и интегрировал в нарратив свой собственный "якорь", являющий собой фансервис, конвергировавший с самыми низменными уловками для удержания широкого зрителя. Помните форс видео с котами, может быть даже Кота в сапогах из Шрека, делающего милую мордочку? А столь полюбившегося всем малыша Грута из "Стражей Галактики 2"? "Малыш Йода" вобрал в себя все самые выразительные черты милого персонажа - маленькое тельце, с держащейся на нём большой головой с маленьким ртом и гипертрофированными глазами, неаккуратно размахивающий своими крохотными ручками в окружающем его пространстве - но чего же не хватает для завлечения прожжённых фанатов саги? Ах да, референса к одному из самых видных её персонажей уже давно пропавшего из медиапространства. Примечательно то, что абсолютно всё нынешнее медиапространство вокруг сериала строится именно на этом герое, не говоря уже о сюжете. Трюк действительно сработал, изображения малыша Йоды можно увидеть в сети повсеместно, а это даёт огромный прирост аудитории. Как там у дедушки Бодрияра - "ностальгия по утраченному референту"?