Наконец-то российские эксперты стали говорить о значении Украины в вопросах сохранения доли Газпрома на Европейском рынке. Высказываются опасения, что риски срыва поставок газа в Европу этой зимой довольно высоки. Единственными бенефициарами срыва транзита газа окажутся американские поставщики СПГ. "Если «Газпрому» станет сложно исполнить поставку газа в полном объеме, в Европе вырастут цены и поставщики американского СПГ смогу рентабельно поставлять свой газ", пишет российское издание "Известия".
Удивительно, но уже никто не вспоминает лозунг о том, что американский газ — это миф, блеф и пирамида. Теперь вдруг оказывается, что он становится важным фактором борьбы за европейский рынок. Ну а пока переговоры по газу зашли в новый тупик. 1 ноября НАФТОГАЗ намерен направить исковое заявление на сумму 11 миллиардов долларов в качестве компенсации за возможное прекращение транзита российского газа через территорию Украины. Кроме того, в производстве с июля 19 года, находится ещё один иск на такую же сумму 11 миллиардов, где речь идет о пересмотре тарифов за прокачку газа в 18-19 годах. Наконец уже есть решение Стокгольмского арбитражного суда по двум встречным искам, по которым Газпром должен выплатить Украине около 2 миллиардов долларов . Россия предлагает "обнулить" все претензии, и заключить транзитный договор "с чистого листа".
Теоретически Нафтогаз готов отозвать последний иск-компенсацию, если будет заключен долгосрочный контракт. Газпром же настаивает на годичном контракте, причем в варианте продления текущего. Позиции несовместимы в принципе, а потому вероятность прекращения транзита весьма высока.
Европа накопила в своих подземных хранилищах рекордные запасы газа, что позволит даже в самом жестком сценарии пережить примерно полтора-два месяца. Однако компенсировать выпавшие объемы транзита европейцы смогут только за счет сторонних поставок - соответственно, существенно вырастет объем газа, поставляемый в виде СПГ.
Однако здесь, скорее, налицо попытка переложить с больной головы на здоровую. Это именно Россия запорола всю украинскую политику, которой, впрочем, у Кремля никогда не было. И именно это позволило американцам взять под контроль Украину, а значит — и транзитный коридор поставки важнейшего российского монотовара. Никто не мешал Кремлю налаживать нормальные отношения с Украиной до всех майданов — и первого, и второго, никто не мешал России создавать вокруг своей территории дружественные режимы. Никто — кроме самой власти, которая вела (да и ведет) себя предельно враждебно со всеми соседями, предлагая им вместо взаимовыгодных проектов свой диктат. Впрочем, это как раз объяснимо — у кремлевской власти нет проекта развития своей собственной страны, есть только план ее разворовывания. А потому предлагать соседям, в сущности, нечего.