Найти тему
Articles

Каноны касающиеся мирян

9. Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения.

Ср. Антиох. 2.

10. Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен.

Еп. Иоанн Смоленский в толковании этого правила указывает что, «Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

1. отлучение от св. Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных (I Всел. 11; Анк. 5, 6 и 8 и пр.);

2. не только лишение св. Таин, но и молитв и духовного общения верных (I Всел. 12, 14; Анк. 4, 9; Св. Григория Неокес. 8, 9, 10 и пр.);

3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85).

Данное Апостольское правило говорит о второй из этих степеней отлучения.

Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни. Совместная молитва с отлученным была бы демонстрацией пренебрежения к решению церковной власти и к словам Спасителя: «Если и Церкви не послушает, да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Известный Византийский толкователь св. канонов Вальсамон говорит, что с отлученными от церковного общения разрешается разговаривать только о предметах внецерковного порядка. Ср. Ап. 11 и 12, 45 и 65; Антиох. 2.

12. Если кто-либо из клира или мирянин, отлученный от церковного общения, или недостойный принятия в клир, отошед, будет принят в ином городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший и принятый.

Правило запрещает принятие в общение клирика, находящегося под запрещением в священнослужении или рукоположение мирянина без удостоверения в том, что он не отлучен, а является полноправным членом Церкви. Этим ограждается внутренний порядок в Церкви и верующие предохраняются от принятия священнодействий от лиц, не имеющих права совершать богослужений. Церковная жизнь за рубежом немало страдала от нарушения этого правила епископами и священнослужителями, отделившимися от своей Церкви и искавшими убежища у других «юрисдикций». Как видно из этого правила, принятие в другой Церкви находящегося под церковным прещением клирика, ничем не помогает последнему: отлучению подлежит не только он, но и незаконно его принявший. То же относится к рукоположению лица, по каким-либо причинам признанного своим епископом недостойным принятия в клир. Ср. Ап. 11, 13, 32 и 33; IV Всел. 13; Антиох. 6, 7, 8; Лаод. 41, 42                                                                   

22. Сам себя оскопивший да не будет принят в клир, ибо он – самоубийца и враг Божия создания.24. Мирянин, себя оскопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своей жизни

42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.

Ср. Ап. 43; VI Всел. 9 и 50; VII Всел. 22; Лаод. 24 и 55; Карф. 49.

43. Иподиакон или чтец, или певец, подобное творящий, – или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.

Ср. те же параллельные правила, что и у 42 правила.                                                                 

46. Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2Кор. 6:15)

Это Апостольское правило относится к еретикам, каковые были в Апостольские времена, повреждающим главные догматы о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. О других родах еретиков дальнейшие постановления представляют следующие правила: I Всел. 19; Лаод. 7 и 8; VI Всел. 95; Василия Вел. 47.

Правило это как бы прямо направлено против современных экуменистов, которые за всеми еретиками признают крещение, совершенное даже крайними протестантами. Такое учение теперь усвояется и католическим экуменизмом. Как пишет Еп. Никодим Милаш в толковании этого правила: «По учению Церкви, каждый еретик находится вне Церкви, а вне Церкви не может быть истинного христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще истинных св. таинств. Настоящее Ап. правило и выражает это учение, ссылаясь при этом на Св. Писание».

В том же смысле это правило комментирует и Еп. Иоанн Смоленский. Упоминая существование разных чинов для принятия еретиков, он пишет: «Вообще же Ап. правила указывают одно важное основание для отвержения еретических священнодействий: то, что в ереси нет и не может быть истинного священства, а есть только лжесвященство (psevdoloreis). Это потому, что с отделением инакомыслящих от Церкви прерывается у них Апостольское преемство священноначалия, единое и истинное, а вместе с тем пресекается и преемство благодатных даров Св. Духа в таинстве священства; и след. служители ереси, как сами на себе не имеют благодати, так не могут преподать ее и другим, и как сами не получают законного права на священнодействие, так и не могут сделать истинными и спасительными совершаемые ими обряды (см. Вас. В. прав. 1 Лаод. 32). Из этого принципа Церковь исходит в практике принятия еретиков, впрочем, видоизменяя последнюю в соответствии с потребностью для спасения душ приходящих от заблуждения, о чем речь будет при суждении о других соответствующих канонах.

48. Если который мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или иным отринутую, да будет отлучен.                                                                                                                                                             51. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса или вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мирянин.   56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от Церковного общения.    57. Если кто из клира посмеется над хромым, глухим, слепым, или болеющим ногами да будет отлучен. Так же – и мирянин.                                                                                                                              61. Если верный будет обвиняем в любодействе или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.                                                                            63. Если кто, – епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.                                                                                                                                                                  64. Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только

65. Если кто из клира или мирянин войдет помолиться в синагогу иудейскую или еретическую: да будет извержен и от чина священного и отлучен от церковного общения.

В толковании 45 Ап. правила уже была речь о причинах запрещения совместной молитвы с еретиками. Настоящее правило служит дополнением к нему, указывая на греховность не только совместной молитвы с непринадлежащими к Церкви, но и молитвы в их молитвенных домах, в частности, в иудейской синагоге. Особенно неуместно всякое участие в молитве с иудеями вследствие известного отношения иудейства к Христианству. Многие правила (особенно 6 Вс. Собора и Лаодикийского), строго осуждают всякий вид религиозного общения с иудеями. В правиле не совсем ясно сказано, какое прещение налагается за нарушение его на клириков, а какое – на мирян. Вальсамон полагает, что каждый клирик должен в этом случае извергаться из священного сана, а мирянин – подвергаться отлучению от церковного общения. Ср. Ап. 70, 71; VI Всел. 11; Ант. 1; Лаод. 29, 37 и 38.

(Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.                                             

Ср. параллельные Ап. 47 и 68; I Всел. 19; II Всел. 7; VI Всел. 95; Лаод. 7 и 8; Василия Вел. 1 и 47.

66. Если кто из клира в сваре ударит кого-нибудь и одним ударом убьет его: да будет извержен за свою продерзость. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.67. Если кто изнасилует необрученную деву: да будет отлучен от церковного общения. Не позволять же ему брать другую, но должен удержать ту, которую избрал, если бы и убогая была.                                  69. Если кто, – епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, – не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.                                                                                      70. Если кто, епископ, пресвитер, диакон или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен                                                                                            71. Если который христианин принесет елей в языческое капище или в иудейскую синагогу в их праздник или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.                                                         72. Если кто из причта или мирянин из святой церкви похитит воск или елей: да будет отлучен от общения церковного и в пятеро приложит к тому что взял.                                                                            73. Пусть никто не присвоит на свое употребление освященный золотой или сребряный сосуд, или завесу, ибо это – беззаконно. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.                      79. Если кто имеет демона: да не будет принят в клир и с верными да не молится. Освободясь же, да будет принят с верными и, если достоин, – то и в клир.                                                                                  84. Если кто не по правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен от церковного общения.

Правила Вселенских Соборов. 1 Вселенский Собор

11. Об отступивших от веры не по принуждению или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего-либо подобного, как то случилось в мучительство Ликиниево, Собор определил, являть милость им, если они и не достойны человеколюбия. Которые истинно покаются, те пусть три года проведут между слушающими чтение Писаний, как верные, и семь лет да припадают в церкви, прося прощения, два же года будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Тайн.

В древней Церкви было четыре степени покаяния:

1. Плачущие; они стояли у входа в церковь и с плачем просили молитв у входящих в неё.

2. Слушающие: они стояли в притворе и оставались там до молитвы об оглашенных, после чего уходили из храма.

3. Припадающие: они стояли с верными с западной стороны амвона в коленопреклоненном положении и должны были выходить из храма после молитвы об оглашенных.

4. Вместе стоящие: они стояли вместе в верными до конца службы, но не допускались к Причастию.

Гонение Ликиния закончилось за несколько лет до I Всел. Собора. Оно было особенно жестоким. В данном правиле проявлено особенное снисхождение к падшим. Ср. Ап. 62; I Всел. 12, 13 и 14; Анкир. 4, 5, 6, 7, 8, 9; Лаод. 2; Карф. 52; Петра Алекс. 2 и 3; Григория Неокес. 12; Василия Вел. 73, 81; Григория Нисск. 2.

13. О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последнего нужнейшего напутствия. Если же, быв при смерти и сподоблен Причащения, опять к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве только. Вообще всякому умирающему, кто бы он ни был, просящему причаститься евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются Святые Дары.

Ср. Ап. 52; Анкир. 6 и 22; Неокес. 2; Василия Вел. 73; Григория Нисск. 2 и 5.

14. Относительно оглашенных и отпадших; угодно святому и великому Собору, чтобы они три года только были между слушающими Писания, а потом молились с оглашенными.

Оглашенные, как еще только приготовлявшиеся к крещению, но к Церкви еще не присоединившиеся, менее, чем христиане ответственны за падение, и потому Вселенский Собор применял к ним гораздо более снисходительную меру прещения: три года ставить их со слушающими (см. объяснение 11 в пр. I Всел. Собора), а потом возвращать их в разряд оглашенных. Ср. Неокес. 5; Василия Вел. 20.

20. Поскольку есть некоторые, преклоняющие свои колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все соблюдалось одинаково, угодно святому Собору определить, чтобы они стоя приносили свои молитвы Богу.

I Вселенский Собор запрещает коленопреклонение в воскресные дни и во дни пятидесятницы (от Пасхи до праздника Св. Троицы). Подробное объяснение значения этого определения дается в 91 правиле Св. Василия Великого. Ср. VI Всел. 90.                            

                                                          II Вселенский Собор                                                                                                      2 Вселенский Собор предал анафеме следующие ереси:

1. Евномиане. Это последователи епископа Кизикского Евномия (около 360 г.), который учил, что «Св. Дух не есть Бог. Он сотворен по воле Отца через Сына».

2. Аномеями называли также евномиане потому что они отрицали единосущие Лиц Св. Троицы, уча, что Второе и Третье Лицо ни в чем не подобны Первому Лицу.

3. Ариане учили, что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен и только подобен Отцу. Правило отождествляет их с евдоксианами, последователями Евдоксия (первая половина IV века), бывшего епископом Германикийским, затем Антиохийским и, наконец, Константинопольским. Учение Евдоксия подобно евномианскому. Он шел далее ариан, уча, что Сын даже не подобен Отцу.

4. Полуариане, или духоборцы, были последователями Македония, епископа Константинопольского, который учил, что Дух Святой ниже Отца и Сына, что Он сотворен и подобен ангелам. Собор отождествил две ереси, которые в то время выступали вместе, но на самом деле полуариане шли дальше духоборцев, которые не отрицали единосущия Сына с Отцом, в то время, как полуариане отрицали и это.

5. Савеллиане учили, что нет ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Св. Духом, что Они составляют одно Лицо. Основателем этой ереси был епископ Птолемаиды Пентапольской Савелий, живший в первой половине 3 века.

6. Маркеллиане, последователи епископа Анкирского Маркелла (половина IV века), который отрицал вечную ипостась Сына и учил, что с наступлением конца мира будет и конец Царства Христова и даже самого Его бытия.

7. Фотиниане, последователи Фотина, епископа Сремского, ученика Маркелла, особенно сосредоточивали свое учение на утверждении, что Иисус Христос был просто человеком, в котором с особой полнотой обитало Божество, но Он не вечен.

8. Аполлинариане, последователи Аполлинария, епископа Лаодикийского, в Сирии около половины IV века. Исходя из учения о трехсоставности человеческого существа, он приписывал Спасителю человеческое тело и человеческую душу (подобную животным), но не человеческий дух, взамен которого он признавал в Нем Логос. Он сливал в Нем Божеское и человеческое естество, отрицал в Нем человеческую волю и, т.о., в сущности, отрицал самое Богочеловечество.                                                                                                                                                                                                                                                                          V-VI Вселенский Собор

4. Если кто-нибудь – епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец, или придверник – совокупится с женщиной посвященной Богу: да будет извержен из своего чина, как Христову невесту поругавший; если же мирянин, да будет отлучен от общения церковного.

Упоминаемая в этом правиле «жена Богу посвященная», называемая «невестой Христовой», – это девы, давшие обет «жить в чистоте» (18 пр. Св. Василия Вел.). Чин посвящения этих дев совершал епископ (6 пр. Карфагенского Соб.) и они жили под его наблюдением, разлучившись со своими родителями. Здесь речь идет не о диаконисах, а, скорее, о монахинях. Ср.: VI Всел. 21; Карф. 36; Василия Вел. 3, 6, 32, 51 и 70.

5. Никто из священного чина, который не имеет при себе живущих лиц неподозрительных, означенных в правиле (3 пр. I Всел. Соб.), да не возьмет к себе женщины, или рабыни, этим сохраняя себя от нарекания. Если же кто-либо определенное нами преступит: да будет извержен. Сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняя себя от порицания. А преступающие, если будут из клира, да будут извержены, если же мирские, да будут отлучены.

Правило, на которое ссылается настоящее правило, есть 3 пр. I Всел. Собора. Повторяя предписания того правила относительно лиц в священном сане, настоящее правило добавляет к ним и мирян, указывая, что делать это надо, «предохраняя себя от порицания». Т.об. это правило учит нас, что надо избегать того, что может вызвать соблазн и грех осуждения у ближних. Ср. Вас. Вел. 88.

11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

См. объяснение 7 прав. Св. Апостолов. В просторечии опресноки, о которых идет речь в настоящем правиле, называются мацою.  

50. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.

Ср. Ап. 42 и 43.   

51. Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериные творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.

Ср. VI Всел. 24; Лаод. 54; Карф. 18.                                                                                                        55. Поскольку мы уведали, что обитающие во граде Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единые токмо, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен (Ап. пр. 64).

Ср. Ап. 64 и Гангр. 18.                                                            

56. Уведали мы такожде, что в Армянской стране и в иных местах в субботы и воскресные дни святые четыредесятницы, ядят некоторые сыр и яица. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, как от всякого заклаемого, так и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены.

Ср. Ап. 64 и 69.                                         

59. Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся: но хотящие удостоиться пречистого просвещения к Кафолическим Церквам да приходят и там сего дара да сподобляются. Если же кто обличен будет не хранящим постановленного нами: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Строгость сего правила, в случаях необходимости и несомнительных, облегчать дана власть Епископу, 31 правилом сего же Собора. Ср. VI Всел. 31 и объяснение                                     

61. Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2Кор. 6:14–16).

Ср. VI Всел. 65; Анкир. 24; Лаод. 36; Василия Вел. 65, 72, 81 и 83; Григория Нисск. 3.                    62. Так называемые календы, вота, врумалия и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародные женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так эллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного.                                                                          

67. Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующого чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Ср. Деян. 15:29; Ап. 63; Гангр. 2.                                                                                                      

68. Книги Ветхого и Нового Завета, такожде святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждать или изрезывать, или книгопродавцам, или так называемым, мироварцам, или иному кому-либо передавать для истребления: разве когда от моли или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что-либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом, таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оные повреждать дерзнет: да будет отлучен.

Правило предписывает благоговейное отношение к книгам Св. Писания и к творениям св. отцов      

69. Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.

Правило это по нужде теперь часто нарушается. Но еще Митроп. Московский Филарет не допускал в алтарь псаломщиков, состоящих во втором браке и потому лишенных звания чтеца или права ношения стихаря. В женских монастырях допускаются к прислуживанию в алтаре старые монахини.                                                                                                                          

70. Не позволительно женам, во время Божественные литургии, глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, как и закон глаголет. Если ли же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают.

Ср. 1Кор. 14:34–35; VI Всел. 64; Лаод. 44.                                                                                                        72. Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать нетвердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа (1Кор. 7:14).                                      

73. Поскольку Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать.

74. Не должно в местах, посвященных Господу, или в церквах, совершать так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма есть, и ложе постилать. Сие же творить дерзающие, или да престанут, или да будут отлучены.

Ср. VI Всел. 76; Лаод. 28; Карф. 51.                                                                                                   

76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различные снеди поставлять, или иные купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом. Посему, если кто обличен в реченом преступлении: да будет отлучен.

Ср. VI Всел. 74 и 97.                                                                                                                               

77. Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мыться в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину-мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Если же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Ср. Лаод. 30.                                                                                                                      

78. Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать обет епископу или пресвитерам.

Ср. VI Всел. 96; Лаод. 46.                                                                                                                           80 Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.     

84. Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, что крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.

Настоящее правило почти дословно повторяет 83 пр. Карфагенского Собора. Правила запрещают повторное совершение крещения, но и в тех случаях, когда нет вполне достоверных данных о том, что младенец был крещен, Собор находит предпочтительным устранить сомнение крещением его, дабы недоразумение не оставило его вовсе некрещеным.                                                                             

87. Жена оставившая мужа, если пойдет за иного, есть прелюбодеица, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: если жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодеицу, безумен и нечестив (Притч. 18:23). Если убо усмотрено будет, что оставила мужа без вины, то он достоин снисхождения, а она – епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий и иную поемлющий, по слову Господа (Лук. 16:18), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отцов наших: таковым год быть в разряде плачущих, два года – слушающих чтение Писаний, три года в припадающих и в седьмый стоять с верными, и тако сподобиться причащения, если со слезами каяться будут.

Церковь ограждает святость и нерасторжимость брака, но измена одного супруга другому уничтожает брак. Каноны, однако, не предусматривают порядка расторжения брака. В Византийской Империи вопрос этот регулировался гражданскими законами. В 331 г. Имп. Константин издал в согласии с епископами закон, ограничивающий развод, до того времени очень легкий и возможный по взаимному соглашению. По этому закону развод допускался по причине прелюбодеяния и преступлений, влекущих за собою смертную казнь или бессрочную каторгу для одного из супругов. После многих изменений Юстиниан новеллой 542 г. кроме этих поводов для развода ввел другие: когда не имеется физических условий для брака, и когда супруги решают посвятить себя монашеской жизни. В настоящее время в каждой Православной Церкви существуют свои бракоразводные законы. Ныне действующие поводы к расторжению брачного союза, освященного Церковью, в Русской Церкви установлены Всероссийским Церковным Собором 1917–18 г.

Ср. Ап. 48; VI Всел. 93; Карф. 115; Василия Вел. 9, 21, 35 и 48.                                                           88. Никто внутрь священного храма не вводит никакого животного: разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностью, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное, и потому лишенный возможности продолжать путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мрк. 2:27); и потому всеми средствами пещись должно о спасении и безопасности человека. Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.                         

90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, что в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующого в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету преводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение.

VII Вселенский Собор повторяет указание 20 пр. I Всел. Собора о несовершении коленопреклонений в воскресные дни, поясняя, когда именно надо их прекращать. Подробное объяснение этого в 91 прав. Св. Василия Великого.

91. Жен, дающих врачевства, производящие недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы.

Ср. Анк. 21; Св. Василия Вел. 2 и 8.                                                                                                

93. Жена мужа отлучившегося и находящегося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его иному сожительствующая, – прелюбодействует. Равно и жены воинов, во время безвестности мужей своих, вступающие в брак, тому же подлежат рассуждению; подобно и те, кои вступают в брак, по причине удаления мужа в чуждые страны, не дождавшись возвращения. Но здесь можно иметь некое снисхождение к такому поступку, ради большего вероятия о смерти мужа. А вступившая, по неведению, в брак с оставленным на время своею женою, и потом, по причине возвращения к нему первой жены, оставленная, хотя и любодействовала, но по неведению: посему брак ей не возбранится. Но лучше, если пребудет тако. Если же по некоем времени возвратится воин, коего жена, по причине долговременного отсутствия его, со иным мужем сочеталася: паки да возьмет жену свою, если восхочет; причем да дасться ея неведению прощение, такожде и мужу, сожительствовавшему с нею во втором браке.

Это правило служит основанием для расторжения брака по причине безвестного отсутствия, однако, отсутствие это принимается как презумпция о вероятности смерти отсутствующего супруга. Ср. Василия Вел. 31.

94. Клянущихся клятвами языческими, правило епитимии подвергает: и мы таковым отлучение определяем.

Св. Василия Вел. 10, 17, 28, 29, 81 и 82.                                                                                         

96. Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.

97. Тех, которые, или живя с женою или иным образом нерассудительно священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгонять и от мест оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдать, если есть клирик, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен.

«Священными местами в настоящем правиле обозначаются не только храмы, но и помещения, примыкающие к храму, ибо по замечанию Зонары в толковании этого правила никто не может быть «до того дерзновенным, чтобы стал жить с женою в самом храме».                                                     

98. Жену, иному обрученную, берущий в брачное сожитие, при жизни еще обручника, да подлежит вине прелюбодеяния.

Обручение перед браком как взаимное обещание мужчины и женщины вступить в брак, существовало и в римском праве, но оно юридически никого не связывало. Церковь в обручении видит нравственно-обязательный акт, уже связывающий будущих супругов, ибо, как пишет Еп. Никодим, «в нем уже имеется необходимое условие, составляющее сущность брака, а именно, обоюдное согласие на брачную жизнь обручающихся». Имея в виду случаи, подобные тому, о котором говорит настоящее правило, Церковь теперь не совершает обручения задолго до брака, но делает его перед самым венчанием.                                                                                                                                        

99. В Армянской стране, как мы уведали, бывает и сие, что некоторые, сварив части мяса, внутрь священных алтарей приносят части, и разделяют священникам, по иудейскому обычаю. Посему соблюдая чистоту церкви, определяем: да не будет позволено никому из священников отделенные части мяса от приносящих принимать, но тем да довольствуются они, что восхочет дать приносящий, и таковое приношение да бывает вне церкви. Если же кто не тако сие творит: да будет отлучен.

101. Очи твои право да зрят, и всяким хранением да соблюдай твой дух (Притч. 4:23–25), завещает премудрость: ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящие воспламенений нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом писать. Если же кто сие творить дерзнет: да будет отлучен. Правило это направлено против рисования порнографических картин, но тем самым оно указывает, что и созерцать их греховно.                        101. Человека, созданного по образу Божию, Божественный Апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Ибо выше всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небесного достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати. Посему, если кто хочет, во время литургии причастится пречистого тела, и едино с ним чрез причастие быть: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или иного вещества, вместо руки, некие вместилища устрояющих для приятия Божественного дара и посредством оных пречистого общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, как предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Если же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оные.