Если честно, то сегодняшний пост больше про бизнес, чем про музыку. Но, как мне кажется, он интересен, поскольку – что там ни говори, - деловая часть всегда влияет на творческую. Давайте попробуем вместе разобраться, кто оказался хитрее – солист и коммерческий стратег Rolling Stones Мик Джаггер (Mick Jagger) или звёздный юрист Аллен Клейн (Allen Klein) и его наследники из компании ABKCO.
Дело в том, что около 130 неизданных ранее клипов живых выступлений Rolling Stones 1969 года были опубликованы в Интернете за несколько часов до конца 2019 года. Как нетрудно догадаться, такое целенаправленное мероприятие произошло неспроста.
Аудиоклипы продолжительностью от двух минут до 23 минут были загружены в аккаунт YouTube с названием 69RSTRAX. Это событие особенно никто не рекламировал - мало того, последние 40 роликов были размещены даже без заголовков на экране, что говорит о том, что всё это было сделано в спешке. Однако каждый клип содержал официальное уведомление о том, что авторские права принадлежат ABKCO (эта аббревиатура расшифровывается как Allen & Betty Klein and COmpany).
Сразу хочу оговориться – посмотреть эти клипы нам с вами не удастся: их уже удалили с сайта. Но история эта, как мне кажется, весьма познавательна.
В связи с появлением роликов в YouTube сразу несколько статей в профессиональной муз-прессе обозначили причину: ABKCO, конечно же, хочет продлить срок действия прав на эти клипы – ведь при обычных обстоятельствах права на них истекают через 50 лет после того, как были сделаны записи. Именно поэтому клипы 1969 года должны были быть опубликованы не позднее 31 декабря 2019 года, что и произошло. Соответственно, каналу 69RSTRAX не нужно было долго эти ролики «держать», поскольку он уже выполнил юридические требования.
Как же получилось, что ABKCO управляет правами на записи «Стоунз»? История эта своими корнями уходит в далёкое прошлое, когда Аллен Клейн,
изучив контракты Stones с юридической компанией Easton & Oldham, обнаружил, что последние обеспечили себе непропорциональную долю от доходов группы. Они получали 8% от роялтиз Stones, когда сами Stones получали только 6%. Кроме этого, они получили 25-процентную комиссию при заключении сделки. Клейн включился в переговоры (по просьбе группы!), и Easton & Oldham увеличили гонорар Stones до 7 процентов, а также отказались от комиссии.
Клейн также предложил Stones минимальную гарантию в миллион долларов, выплачиваемую в течение 20 лет, чтобы, якобы, уменьшить их налоговые обязательства (кстати сказать, все эти «финансовые телодвижения» с привлечением Клейна начались как раз из-за желания «укрыться» от непомерных британских налогов). Но при этом Клейн настаивал, что он должен стать их музыкальным издателем (music publisher), что означало бы, что он становился обладателем прав на песни авторства Jagger-Richards. Стараясь изо всех сил заполучить управление правами над песнями, Клейн организовал небывалый уровень промо-поддержки американского тура Stones 1965 года с альбомом December's Children. И «Роллинги» совершили роковую ошибку – передали ему права на песни!
Мик Джаггер, который всё-таки когда-то учился в престижной Лондонской школе экономики (LSE), быстро сообразил всю опасность сделки – но было поздно. А тут ещё Клейн стал целенаправленно наращивать своё присутствие в делах группы: в 1968 году он выгодно выкупил менеджмент-долю Эндрю Олдхэма (Andrew Loog Oldham) за разовую сумму в 750 000 долларов. Всё это «затягивало петлю» на их шее. К концу 1968 года Stones были настолько обеспокоены тем, насколько Клейн «влез» в их жизнь, что наняли независимую лондонскую юридическую фирму Berger, Oliver & Co, чтобы изучить свои финансы. Джаггер также привлёк титулованного банкира Принца Руперта Лоуэнштейна (Prince Rupert Loewenstein) на роль личного финансового консультанта.
Дополнительным фактором недовольства Stones Клейном было его активное участие в «охмурении» Beatles – но Мик беспокоился не за финансы друзей, а по поводу малого внимания, уделяемого менеджером делам «Стоунз».
В 1970 году, когда настало время заключения нового контракта с Decca Records, Джаггер объявил Клейну, что он будет заменен на должности менеджера «Стоунз» Рупертом Лоуэнштейном.
Раскол между Клейном и «Стоунз» привел к многолетним судебным процессам. В 1971 году «Стоунз» подали в суд на Клейна по поводу издательских прав на песни на территории США. Иск был урегулирован – Клейн выплатил значительные разовые суммы, - но ABKCO всё равно сохранила контроль над каталогом Stones, что провоцировало попадание на рынок вот таких звуконосителей. Представляю, что было с Джаггером.
Это я в общих чертах обозначил проблему взаимоотношений Клейна и «Стоунз» - на самом деле в этой истории имеется много тонкостей. Но смысл остаётся всё тем же: права на ранний каталог группы по-прежнему в руках компании ABKCO - несмотря на то, что сам Клейн умер в 2009 году. А что касается тонкостей, то более взвешенную позицию по персоне Клейна предлагает вот эта книга, вышедшая в 2015 году:
«Allen Klein: The Man Who Bailed Out the Beatles, Made the Stones, and Transformed Rock & Roll».
Вот кусочек из рецензии на неё: «Аллен Клейн стал печально известен тем, что якобы вызвал распад «Битлз» и ограбил «Роллинг Стоунз» - это знают все. Но правда является гораздо более сложной и неоднозначной. Как менеджер обеих групп - не говоря уже о таких артистах как Sam Cooke, PeteTownsend, Donovan, The Kinks и многих других, - он учил молодых будущих легенд, как стать одновременно бизнесменами и рок-звездами.
В то время как Клейн зарабатывал миллионы для своих клиентов, он был беспощаден с ними, как и со всеми другими «игроками на поле шоу-бизнеса». Именно это испортило его репутацию.
Благодаря уникальному и беспрецедентному доступу к архивам Клейна, известный музыкальный журналист Фред Гудман (Fred Goodman) сумел рассказать исчерпывающую историю о том, как распались Beatles, а Stones достигли величайшего коммерческого успеха в истории рока. И, конечно же, о том, как музыкальный бизнес стал тем, чем он является сегодня».
А тем временем клипы «Роллинг Стоунз» были удалены с YouTube днем 1 января, примерно через 24 часа после их публикации. ABKCO добилась своего - продлила авторские права, которые в противном случае истекли бы в конце 2019 года.
P.S. У меня есть соображение, почему постоянно возникают конфликты между юристами и звёздами (причём не только «у них», но и «у нас»). По-моему, вся суть в диаметрально противоположенных взглядах на вопрос: звёзды считают, что все должны работать на них за зарплату и «радость общения», а звёздные юристы и бухгалтеры, придумывающие крутые финансовые супер схемы, что они вправе получать серьёзную долю. Вот и расходятся стёжки-дорожки…
И историй таких – нет им ни конца, ни края!