Глава 12
Перед новым 1952 годом РОНО проверял мою работу, как учителя математики и по результатам дал очень высокую оценку. Меня поставили на одно место с лучшим математиком района, чему я был немало удивлён. После этого события мой учительский авторитет вырос вдвойне. К моему мнению стали прислушиваться коллеги, улучшилось отношение работников РОНО, фамилия моя стала известна в других школах. Нет, голову мне это не вскружило, напротив, я стал более настороженно относиться к похвале, стал её немного побаиваться.
В РОНО меня спрашивали, как я намерен устраивать семью, предлагали перевести в другие школы района, где я мог бы работать вместе с женой. В ответ я, как правило, отшучивался, не говоря ничего конкретно.
Передо мной встала проблема выбора места жительства, предстояло решить, где закрепиться для работы. Как не ошибиться? Вопрос этот был так важен в первую очередь оттого, что я теперь был человеком семейным. Моя жена была согласна переехать в мой район, её всё устраивало, но мне больше по душе, роднее был Ельниковский район. Все сёла были мне знакомы, всюду я знал множество людей.
О своём предпочтении я никому не говорил, дожидаясь окончания учебного года. По закону на этом месте я должен был работать ещё год. В Ново-Девиченской школе свободных мест не было и не предвиделось: здесь всё было плотно занято учителями, живущими в Ельниках, им было очень удобно – весной и осенью они могли ездить на велосипедах домой.
О проблеме своего трудоустройства я размышлял каждый день на протяжении этих месяцев. Моя преждевременная женитьба стала тяжёлой ношей, и переложить её было не на кого, приходилось безропотно нести её самому.
В школах того времени, в том числе и нашей, главное внимание уделялось уроку, работе классного руководителя, пионерской, комсомольской организациями и деятельности учкома. В то время не все дети, обучающиеся в школе, были пионерами и тем более комсомольцами – принимали только самых достойных. Это уже позже, в последние годы существования этих организаций, они стали массовыми, а тогда объединяли только лучших учеников. Поэтому учком охватывал своей деятельностью тех, кто не был охвачен пионерией и комсомолом.
Вокруг школ не было пришкольных участков, стены коридоров были голы, не оформлены, если не считать школьную газету на нескольких полосках и классные газеты в кабинетах. Здания в основном были унаследованы от старых церковно-приходских школ. Наша школа, как я уже упоминал, размещалась в трёх зданиях, в одном из которых был спортзал, использовавшийся также и как актовый зал.
В других школах таких условий не было, много ещё не доставало: не было мастерских для проведения уроков труда, да и вообще труд в учебном плане отсутствовал, кабинеты не оформлялись, не хватало хороших школьных библиотек, классической литературы.
Но хотя технических средств обучения не доставало, глубина преподаваемых знаний была достаточной, нравственно-этический стержень учащихся был крепок. Всё дело в том, что урок, – а не его показушная форма, как стало позже, – ставился во главу всего педагогического процесса. Учителя в педагогическом процессе придавали особое значение воспитанию и развитию внимания, как одного из многообразнейших процессов познавательного развития личности ребёнка.
Всем хорошо известно, что различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Первый вид связан с особенностями внешних раздражителей, восприятие которых реализуется самопроизвольно. Существует ряд внешних причин непроизвольного внимания: интенсивность раздражителя (громкий звук, яркий свет), его новизна и повышенная значимость для личности. Непроизвольное внимание зависит также от ряда внутренних причин: чувств, опыта, общей направленности интересов и ценностных ориентаций личности. Произвольное внимание – высшая форма внимания. Данный вид имеет место тогда, когда человек ставит перед собой конкретные цели и задачи, проявляет волю для их достижения. В формировании произвольного внимания огромную роль играют внутренние причины его возникновения, и прежде всего ценностно-мировозренческая подготовка личности, её самодисциплина.
Мыслительный аппарат учащихся того времени не был перегружен различного рода информацией, в которой чаще всего не было необходимости. Не было радио, телевидения и других средств информации, захламляющих детские головы. Каждое сообщение, получаемое на уроке, было для ученика открытием, и это подталкивало его ставить перед собой конкретные цели и задачи. Так происходила ценностно-мировозренческая подготовка. Учителя на уроках добивались самого важного – умелого формирования обоих видов внимания. С каждым новым открытием, которое на уроке делал для себя ученик, возрастала его любознательность. Появившаяся новая книга долго ещё не возвращалась к владельцу, пока не обойдёт весь круг его знакомых.
В настоящее время дети мало интересуются чтением художественной, исторической, политической и научной литературы только потому, что много времени проводят у экрана телевизора или компьютера. Их не интересуют первоисточники, не привлекает работа с книгой, что не может не сказаться на развитии всей умственной деятельности человека. Таким образом, появление компьютерной техники не является тем благом, на которое рассчитывает человечество.