Добрый день, дорогие друзья, собратья по курсантской юности, лейтенантской молодости и всей дальнейшей нелегкой офицерской службе! Приветствую всех подписчиков и читателей канала "Калейдоскоп Х-фактов"!
Раньше мне никогда не доводилось смеяться во время чтения книги. Я даже не мог себе представить как можно от чтения смеяться. Разве, что только смешили напечатанные анекдоты. Другое дело кино. Вот там действительно можно посмеяться от души.
Однако, все мои предрассудки по поводу книжного юмора, развеялись в середине нулевых годов, когда я прочитал книгу Александра Покровского "Расстрелять". Во время чтения я действительно хохотал. Книга, написанная с юмором, повествует о буднях нашего ВМФ и морских офицерах. Спустя несколько лет я посмотрел сериал "Горюнов", снятый по рассказам данного произведения. Что книга, что фильм просто великолепны в плане военной бестолковости. Армейский юмор понятен тем, кто действительно служил и на своей шкуре испытал весь маразм, существующий в армии и на флоте. Причем автор особо ничего и не придумал, а просто пересказал имевшие место факты и случаи.
Так как я отдал службе в армии более тридцати лет своей жизни, тема мне была близка и понятна, ибо, описываемые в книге и показанные в фильме события, абсолютно одинаковы и актуальны для любого рода войск нашей славной армии.
Вспомнил сразу несколько случаев из своей службы и, в частности, об одном легендарном старшем лейтенанте, которого побаивалось даже командование части, в которой он служил.
После окончания военного училища, в середине 80-х годов меня распределили для дальнейшего прохождения службы в одну из войсковых частей военно-космических сил, расположенную в Забайкальском военном округе (в то время официального названия космических войск еще не было, но задачи, по обеспечению полетов и связи со спутниками и пилотируемыми космическими аппаратами, часть уже давно выполняла).
Так вот был у нас в части легендарный старший лейтенант "М", с ярко выраженным обостренным чувством справедливости. Он всегда беспрекословно выполнял приказы командиров и начальников, а затем им в глаза говорил то, что думал, не зависимо от звания и должности. А на общих партийных собраниях части "разносил" в пух и прах действия и отдельные глупые приказы и распоряжения должностных лиц части, включая и самого командира. Учитывая тот факт, что за критику на партийном собрании нельзя было наказывать и тем белее преследовать коммуниста, никаких действий к нему и не применяли. Но такой "авторитет" он заслужил не сразу, а после одного случая, из-за которого его, тогда еще молодого, "зеленого" и недавно прибывшего в часть лейтенанта, сразу окрестили легендарным и прозвали безбашенным.
Первый случай. Со слов очевидцев, случилось это событие буквально через пару месяцев, как новоиспеченный лейтенант "М", после окончания военного училища, прибыл для дальнейшего прохождения службы в нашу войсковую часть. На очередном общем партийном собрании коммунистов части, он резко выступил с критикой в адрес командования (все командование части было коммунистами), в попытках сокрытия ими фактов "дедовщины" в подразделениях, обвинил их в бездействии, халатности и так далее. В заключение выступления изложил свое видение решения по устранению данной проблемы и ряда иных недостатков. Все присутствующие были в шоке от наглости, смелости и неординарности поступка молодого лейтенанта.
На следующий день командир части и начальник политотдела вызвали его к себе в кабинет и стали, не то, чтобы ругать и наказывать, а внушать молодому офицеру, что он еще не опытен, не знает обстановки и сути проблем и так далее. В заключение "беседы" и "наставлений" подчеркнули, что лейтенант в партии только год, что можно легко из нее быть исключенным, порекомендовали молодому коммунисту больше не выпендриваться на собраниях, не высовываться и не критиковать командование. Ведь его служба только начинается. С командованием надо дружить и так далее и тому подобное. Лейтенант молчал и, как показалось командованию, все понял и непременно должен сделать соответствующие выводы. На этом и расстались.
Однако, лейтенант "М" на следующий же день отправил жалобу, о преследовании его командованием части за критику на партсобрании, не только в партийный комитет рода войск, но и в Главное Политическое Управление ВС СССР и лично на имя генерала армии Епишева А.А., а также в партийную комиссию ЦК КПСС и лично на имя Председателя партийного контроля при ЦК КПСС, члена политбюро ЦК КПСС Соломенцева М.С.
Буквально через неделю все командование части забегало как ужаленное в одно место. Лейтенанта "М" по нескольку раз в день вызывал к себе начальник политотдела. Объяснял, что тот не так понял разговор и наставления старшего товарища по партии и так далее. А еще через неделю в часть приехала комиссия из Главного политического Управления ВС СССР, возглавляемая каким-то генералом. Лейтенант "М" был главным действующим лицом. С ним лично беседовал каждый проверяющий. Не известно какие выводы сделали члены той комиссии, но с тех пор лейтенанта "М" в части стали бояться все.
И второй случай с этим же офицером, уже на то время, старшим лейтенантом, свидетелем которого явился лично я. Заступил я как-то в очередной наряд на один из, так называемых, вновь образованных КПП. Не знаю почему, но командир части решил, что старшим на этом "ответственном" посту должен быть офицер. Более маразматического и бестолкового наряда в своей жизни я больше никогда не видел. Представьте себе будку с окошком и дверью, размером 2 на 2 метра и высотой в 2 метра, находящуюся в нескольких километрах от нашей воинской части, в степи возле проселочной дороги, которую преграждает шлагбаум в виде натянутого троса. Причем кто хочет, может не только обойти этот "шлагбаум" справа или слева, но и объехать его на машине в нескольких десятках метров. Забора и просто какого-либо ограждения ведь нет, а кругом степь.
Чтобы было более-менее понятно и наглядно, выглядел этот пост - КПП примерно так, как на фото одинокого домика из интернета, только рядом была проселочная дорога и возле домика шлагбаум. В остальном, пейзаж тот же.
И вот я с двумя солдатами, а также столом, одним стулом, телефонным аппаратом, огнетушителем и топчаном в будке на сутки сюда заступил. Зачем, для чего, что охранять, кого пропускать, кого нет, да и кто здесь ездит и что тут вообще делать? Все эти вопросы мучили меня с момента прибытия на КПП и до смены. От безделья я начал пролистывать журнал приема и сдачи дежурства, узнавая кто и сколько раз уже познал весь этот бред и идиотизм. И вдруг я наткнулся на подпись того самого старшего лейтенанта "М", расписавшегося в сдаче наряда несколько дней назад. Суть рапорта сдачи наряда в журнале обычно сводилась к стандартному перечислению всего, что имеется на посту. Иными словами, рапорт состоял из двух, максимум, трех строчек. А тут запись о сдаче состояла из 6-7 строчек, что сразу же бросилось в глаза. Точного содержание текста за давностью лет я не помню, но оно было примерно таким:
"За время моего дежурства происшествий не случилось. Средства связи и пожаротушения, имущество и ограждение поста в исправном состоянии, а также бесполезный, бестолковый, абсолютно не нужный, неэффективный наряд, расхолаживающий личный состав солдат срочной службы и порочащий честь и достоинство Советского офицера, унижая его в глазах подчиненных,
Сдал: "М". Принял: "П".
Причем расписывающийся в приеме, как правило, не читает того, что написано предыдущим сдающим, а просто ставит свою подпись.
А еще через пару дней, командир части узнал о данном сочинении старшего лейтенанта "М". Сначала он наказал командира роты за то, что тот не следит за своими подчиненными и не проверяет несение ими службы, а затем пытался наказать самого "М". Старший лейтенант долго и молча слушал весь дикий монолог, крики и угрозы командира части в свой адрес, а в заключение поинтересовался о сроках проведения очередного открытого партийного собрания части, на котором должен был присутствовать представитель политотдела нашего рода войск (собрание должно было быть через неделю).
Я не знаю, какое наказание понес старший лейтенант "М", но через несколько дней этот пост был ликвидирован. О дальнейшей судьбе легендарного старшего лейтенанта "М" мне также неизвестно, так как его через несколько месяцев перевели служить в Московскую область.
Я уже давно на пенсии и не знаю всех тонкостей в современной армии, но в общении с сыном, который пошел по моим стопам и, после окончания военного училища, уже более 10-ти лет служит в одной из войсковых частей нашей необъятной Родины, узнаю, что ничего в ней не изменилось. С его слов, по-прежнему, в армии "все круглое переносят, а квадратное перекатывают". Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.