Психологическая совместимость инструктора и ученика очень важна, ведь процесс обучения эмоционально нагружен и ограничен пространством автомобиля. Кстати, в некоторых автошколах есть еще и психологи, которые вполне закономерно работают как с учениками, так и с инструкторами!
Общаясь с инструктором, постарайтесь не забывать, что он – тоже человек. И тоже имеет свои личностные особенности. В вашем общении есть два возможных варианта развития: либо альянс, либо конфликт, либо одно из промежуточных состояний, более близкое либо к первому, либо ко второму варианту.
Азбука психологии гласит: конфликт – это пересечение интересов. То есть вашего интереса и интереса инструктора.
Вы можете удивиться: о каком пересечении может идти речь, если ваш интерес, ваша задача – научиться ездить, а интерес и задача инструктора – вас этому научить?
Так-то оно так, но помимо декларируемых и осознаваемых задач, есть еще и задачи неосознанные. Бывает, что человеку, что бы он ни говорил вслух, в глубине души надо не столько научиться водить, сколько, к примеру, "показать всем, как у него ничего не получается". Хотя бы потому, что он получит при освоении навыков вождения больше минусов лично для себя, чем плюсов. А откровенно об этом сказать он по какой-либо причине не может. Вот вам и один из примеров того, как декларируемая задача вступает в противоречие со скрытыми мотивами.
А у инструктора может быть и свой неосознаваемый мотив или мотивы. Да, формально его задача – научить вас водить машину, но у него тоже может быть масса других внутренних задач: скажем, показать вам, что вы в этом однозначно ничего не смыслите и потому он на порядок круче вас. Или, скажем, помимо обучения, инструктору захочется просто испытать чувство власти над беспомощным учеником – чем не мотив? Или доказать ученику, что он, ученик, тупой и необучаемый, чтобы взять с него побольше денег. И в результате вполне может получиться не обучение, а трата нервов, сил, времени и денег.
Поэтому, выбирая инструктора, важно подобрать такого, у которого не будет выраженных (хоть и неосознанных) задач покомандовать вами или показать, что вы никогда не поедете. Следовательно, хотя бы примерно необходимо знать, какими личностными особенностями должен обладать "хороший" инструктор. Об этом – в следующей статье.