Насчёт снега в Крыму. Сейчас сложно найти фото заснеженного мыса Опук - есть у меня в дембельском альбоме несколько, а это со штормом у берегов горы и вид на Кояшское озеро (которое розовое всё из себя и с солью, и с тюльпанами весной вокруг). Картинка 1992 года, а та следующая зима была жестокой.
На Новый 1993 год (два следующих фото со снегом) к нам туда на гору не могли пробиться и на танках, замело гору совсем - три недели без продуктов, а дело было так - с начала декабря до новогодних праздников мы десятком матросов съели сначала весь НЗ "неприкосновенный запас" из расчёта на семнадцать суток, как сейчас помню и почему терпеть не могу холода до сих пор. Мороз за минус двадцать со штормовым ветром для вершины горы над морем это промерзает всё и совсем, печку невозможно разжечь, система отопления промёрзла и полопались трубы, батареи и все спали в бане по очереди - её просто засыпало снегом выше крыши, корка из льда превратила баню в фигвам или как там у эскимосов зовётся ледяной дом) Чум? Иглу?
Чем питались в это время? Нашли запас заспиртованного хлеба 1961 года выпуска в жестяных коробках, какой-то старый прогорклый комбинированный жир и ветки вишни - весь рацион на три недели после поедания НЗ. Короче в голодовку входили голодными, а последние макароны с пшеном успели обменять в деревне Марьевка на курево ещё в начале зимы. Самый вкус той еды помню - растапливаешь снег в чайнике, а после в кипяток веточки дикой вишни и они завариваются таким цветом, как марганцовка почти - на вкус терпимо и даже приятно типа компота. Чуть хлеба с жиром и можно жить если много не двигаться. Службу несли - патрульного привязывали за ремень на цепь, которая пристёгнута с натянутому тросу (к этому тросу и цепи в обычное время пристёгнута собака для охраны) и матрос во флотском овчинном тулупе просто ложился на ветер под углом и цепь его держала, а он, как тряпочка чуть покачивался, дремал если мог. Ночью нагревали в печке бани камни и за пазуху тулупа для обогрева. Если совсем честно - у нашего мичмана было три литра отличного спирта в запасе и вот малость "сугреву" получал патрульный по возвращении с поста перед сном. А самое,чтоб не чокнуться - мы играли в покер месяц не прекращая игры, под запись на цифры, четверо человек за столом, четверо спят, один на телефоне, один в патруле - так и менялись. Снились карты и цифры, и конфеты в те дни.
Через три недели в конце января таки прилетел вертолёт! Сбросил два мешка на поле меж скал и как мы бежали к тем мешкам, как к Дедушке Морозу за подарками, а там коробки с фотоплёнкой для съёмки учений - такие круглые коробки, как в старых фильмах с киноплёнкой) И корабли пришли, и учения состоялись. А через три для к нам пробились морпехи на БТРе за плёнкой с результатами съёмок учений, геройский капитан Витя В. привёз нам тушу овцы, мешок картошки и несколько буханок хлеба! Он меня из дисбата вытащил летом 92-го, он меня и зимой 93-го от голода и мороза спас, подарил свой офицерский ремень на память - лет десять его носил, до сих пор хранится. Виделись с ним в Севастополе. Погиб он в бою во Вторую Чеченскую под Аргуном..
Самое интересное - никто даже не заболел в эти дни, все молодые, как приключение всё воспринимали и без нытья. По грудь в снегу ходили в деревню Марьевка за куревом десять километров туда через гору и по степи - десять обратно. Молодые были! Похудели, конечно, сладкого хотелось постоянно и скурили всё - даже заныканые по углам окурки раскрошили в одну банку и курили через трубку, делились последним) Все вместе!
Как ещё в первые дни при поедании НЗ словили лейтенанта и за курением нашего чая, пояснили, что можем и прибить за это. Примирились, сдружились.
И никогда после той зимы ни единого разу не видел я проявлений дедовщины на мысе Опук. До того было и очень жёстко, а после - все, как родные! На мне прекратилась дедовщина на Опуке - весной 1993 года я стал самым старшим по сроку службы на полигоне от мыса Чауда до Яковенково и Керченского пролива. Заур из Майкопа самый молодой нашёлся недавно во вконтактах - до сих пор дружим.
А весной впервые в жизни видел льдины в Чёрном море - из Азовского через пролив лёд кусками доплывал аж до мыса Опук, прибивало к берегу и на этих льдинах можно было стоять..такой он был толщины и размера.
Вот это всё вспомнилось в связи с тем, что сейчас на Ай-Петри там люди опять застревают на несколько часов в автомобилях, в снегу.. Главное не унывать и держаться вместе.
И - слава Черноморскому флоту России!
#крым #мыс_опук #яздесьживу