Найти в Дзене
Svezhneek - Не Психолог

История о том как я познал суть творчества, в попытках стать веб-дизайнером.

Оглавление
Иллюстрация взята из открытых источников. Все права сохранены.
Иллюстрация взята из открытых источников. Все права сохранены.

Дисклеймер — мысли из данного поста не следует воспринимать как истину в последней инстанции. Я здесь высказываю лишь своё мнение, которое так же, как и у всех может быть подвержено когнитивному искажению. Это конечно не значит, что я не верю в то, что пишу, но я могу подправить своё понимание, если увижу в этом здравый смысл.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового, Wikipedia.

Сколько вопросов и сколько мнений окружают этот термин. Каждый из нас хотя бы раз в жизни ставил перед собой задачу, выполнить какую-либо работу с творческим подходом. Но что такое творчество? Есть ли какие-то критерии идеала в творчестве, или это всегда субъективная оценка. Этими вопросами я остро задался, когда решил попробовать себя в веб-дизайне и хочу поделиться с вами, своими наблюдениями.

Должен признать, я не ожидал, что быть веб-дизайнером, будет настолько сложно. Ведь когда хочешь чему-то основательно научиться, то пытаешься докопаться до самого фундамента. Увидеть те принципы которыми руководствуются успешные веб-дизайнеры и рисуют такие шедевры, что кажется, вовек не повторить. Но давайте немного абстрагируемся от дизайна как такового и подумаем о творчестве в целом.

Творчество, оно вообще существует?

Некоторые мыслители сообщают нам о том, что человек на самом деле не способен создавать собственные идеи. Все идеи, тем или иным образом были заимствованы. Если принимать во внимание такой расклад, то тогда творчества как такового не существует. Горькая правда? Или всё же, не всё так просто?

Нужно признать, что в этих рассуждениях есть доля правды. Люди действительно практически всегда что-то заимствуют.

Но означает ли это что творчества не существует? Совсем необязательно. Для того чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим какие механизмы использует наш мозг решая творческую задачу.

Как лож связана с творчеством?

Одна из сложнейших творческих задач это ложь. Удивлены? Эксперименты показали, что когда человек лжёт, у него активизируются те же участки мозга что и при решении творческой задачи. Почему так происходит?

Когда человек видит опасность в том, чтобы сказать правду, мозг активизируется на всю мощь. Необходимо в кратчайшие сроки придумать нестандартную версию событий, при этом необходимо продумать мельчайшие детали. Потому, что чем более подробно он расскажет историю, тем меньше подозрений он будет вызывать. И наоборот, чем банальнее будет история тем сложнее будет в него поверить. Типо на коленках состряпал какую-то нелепицу и теперь вешает на уши.

То-есть если рассматривать ложь в контексте творческого процесса, то показателем того, что творческая задача выполнена будет тем, что слушатель поверил. Поэтому нам становится интересно, как же человек придумывает лож? Или, иначе говоря, как он создаёт историю?

Как человек придумывает лож?

В первую очередь человек создаёт себе определённые рамки. Эти рамки необходимы для того, чтобы история была правдоподобной. Другими словами, есть определённые детали, которые он не позволяет себе изменять. Например, место события, время, имена, какие-то предметы или факты. То есть то, что ни в коем случае нельзя подтасовывать. Таким образом, формируется костяк или фундамент, на котором можно уже танцевать.

Вторым этапом человек придумывает детали которых не было, для того чтобы создать себе алиби. Но эти детали должны вписываться в уже созданный фундамент, чтобы звучало правдоподобно. При этом для того, чтобы алиби сработало, придуманные детали не должны иметь ничего общего с его образом.

Например, дети играют "в угадай предмет" и один долго не думая загадывает предмет, который находится у него в комнате. Ну и как вы считаете сколько он протянет? Очень предсказуемая картина не так ли? Поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, человек ищет у себя в голове рандомную (случайную) информацию.

Третьим этапом, нужно придать новой истории эмоциональную окраску. Как бы вдохнуть ей жизнь. Чтобы история казалась живой. А этого можно достичь вкладывая в "рассказ" свои эмоции и чувства. Те, что человек испытываете именно в момент рассказа.

В чем суть творчества, на примере выдуманной истории?

Выходит, что весь "творческий" процесс сводится к поиску информации, с соблюдением трех правил: Эта информация должна органично вписываться в историю, в созданный фундамент. Эта информация должна быть максимально случайно, то есть она не должна быть эмоционально привязана к сознанию "рассказчика", чтобы отвести от себя подозрения. Эта информация должна быть эмоционально заряженной.

То-есть суть творчества в том что человек ищет в голове рандомную информацию, не связанную друг с другом ничем, но при этом ограничивает себя при поиске информации, созданным фундаментом. В следствии чего история кажется целостной, правдоподобной. И последнее вкладывает в рассказ свои эмоции и чувства.

При таком раскладе, мы на выходе получаем востребованный продукт, который удивляет воображение.

Делаем паралель с природой

Предлагаю взглянуть на себя в зеркало. Что мы наблюдаем? Много ли людей похожих на нас? Давайте задумаемся как формируется наш ДНК? А ведь природа использует все тот же принцип. Случайно подбирает параметры, взятые из нескольких поколений, но при этом ограничивает себя рамками. То есть теми параметрами, которые нельзя менять. Например, наличие определённых органов, количество пальцев и так далее. И вуаля вы уникальны!

Как я использовал этот принцип в веб-дизайне?

Это мне передать сложнее. Особенно если учесть, что не все знают про веб-дизайн, но я попытаюсь.

В веб-дизайне тоже есть "фундамент". В него включаются три составляющие. Цвет, шрифт и графика. Есть определённые правила, которые нельзя нарушать, сочетая эти три компонента. По крайней мере, до тех пор, пока у человека, не сформировано эстетичное восприятие, на подсознательном уровне, а для этого нужна практика.

Поэтому я старался рассматривать разные работы. Отмечать в них для себя, какие-то интересные детали например, иконки, шрифты, расстояние между элементами, рисунки, надписи, рамочки, цвета, сочетание элементов. Затем учился подбирать к своим макетам, каки-то из этих элементов.

Что препятствовало творческому росту?

Проблема на старте становления веб-дизайнером была в том, что моя "креативность" зашкаливала и уродовала макеты. Да, это всё выглядело не стандартно, необычно, но в то же время не смотрелось органично с "фундаментом". Поэтому часто приходилось убирать какой-то очень красивый элемент, чтобы не выходить за рамки фундамента. А в других случаях наоборот, строго в рамках делал и получалось правдоподобно, но скучно. Практика помогала увидеть те ситуации где можно было добавить красок. В результате мои работы были продуманными, правдоподобными, логичными и эмоционально содержательными.

В принципе, база есть. Остается его масштабировать.

Как я масштабировал свои базовые навыки?

Например, со временем я учился корректировать некоторые элементы заимствованные, из других макетов, чтобы они лучше вписывались в мой макет. Или например, мне понравился один графический элемент, но не сам элемент, а то какую смысловую нагрузку он вносил. И я сделал то же самое но при помощи текста. А в этом случае ещё сложнее прочитать путь, по которому я прошёл и пришёл к этому результату. Соответственно не получится так, что человек посмотрит и скажет, "а это я видел на другом сайте", или "Ну сколько можно? Везде уже эту кнопку вставляют".

Таким образом, постоянная практика позволяет образовать творческую мастерскую. Другими словами, паутина информации в голове расширяется и способность сочетать её, не нарушая фундамент, увеличивается в глубину, ширину и высоту. В следствии чего рождается поистине творческая личность, которого никто не может "прочитать". Но лично у меня творческий рост в веб-дизайне приостановился. Есть некоторые моменты, которые немного не устраивают в этой профессии. Но тем не менее, я вынес много ценного из этого опыта и делюсь с вами.

Должно ли творчество нравится всем, или это всегда субъективная оценка?

Гарантий что ваша работа понравится всем, нет. Это всё же несколько субъективная оценка. Например, в вашей работе может содержаться элемент, который напоминает кому-то, что-то неприятное, и ему не понравится. Но это не ваша вина и не его. Либо человек ожидал увидеть чего-то другого, не лучше, а другого и поэтому разочарован. Однако если вы, на ваш взгляд, выполнили работу качественно, то рано или поздно его оценят. Особенно если вы смогли передать через свою работу, своё внутреннее, эмоциональное состояние. Даже если оно негативное. Отражает например, боль. Главное в таком случае не выйти за грань фундамента. Иначе работа вызовет у человека не сочувствие или сопереживание, а отвращение.

Как развивать творческое мышление? И как воспоинимать критику?

Не стоит думать, что вам теперь придётся сидеть и учить тонну информации, продумывать фундамент и учиться сочетать изученную информацию, чтобы только потом начать творить. Все эти навыки развиваются не сознательно, а подсознательно. От вас лишь требуется практиковаться и соблюдать принцип "1%". То есть не нужно каждый раз стремиться к идеальному результату. Нужно лишь с каждым разом становиться на один процент лучше. Да вас будут критиковать. Ваши работы будут легко читаемы и предсказуемы. Но зато вы научитесь адекватно оценивать критику. А это очень важная база для получения удовлетворения от своего труда. Ведь работы не бывают идеальными. Всегда есть что улучшить.

Не стоит также думать, что критика (может быть и не высказанная, но очевидная) может разрушить эффект вашего труда. Если вы работаете на долгосрочную перспективу, то наблюдатели заметят изменения в лучшую сторону, а значит будут воспринимать ваши ошибки не как вашу несостоятельность, а как промежуточный этап. При таком раскладе конечной целью наблюдателя будет не критику высказать, а обратить внимание на сам "контент".

Так же как и "тайное становится явным", любое творчество со временем становиться читаемым. Это не значит, что работа теряет ценность, особенно если оно связанно с исторически важными событиями. Это значит, что рано или поздно, появится тот, кто сможет увидеть ход мыслей автора и сделать тоже самое, или даже лучше. Единственный кто будет всегда для нас загадкой и кого мы не сможем превзойти, это Творец. Творец неба и земли. Тот, от чьих работ и началось тотальное творчество. Тот чьи работы и по сей день вдохновляют и завораживают нас.

Подведем итог: Творческое мышление — Это одно из важнейших навыков, которые нам необходимо развивать. И прелесть в том что развивая творческое мышление в одной сфере, мы сможем адаптировать эти навыки в любой области жизни. Потому что принцип не меняется. Поэтому давайте не будем останавливать себя в творческом развитии и соблюдая принцип одного процента, постараемся делать нашу жизнь и жизнь наших близких, интереснее с каждым днём.

Спасибо за внимание и творческих вам работ! И подписывайтесь на канал))) Лайки там и прочие дела)) Это необходимо не для поднятия мне настроения, а для яндекс робота.