Бронетранспортер давно стал необходимой техникой в любой армии. Доставить пехоту на поле боя, эвакуировать раненых оттуда же, при необходимости поддержать огнем в наступлении, превратится в неприступную огневую точку в обороне, обеспечить быструю переброску резервов на другие участки фронта. Обычному грузовику это часто не под силу. Это понимали все.
В 1938-м году немцы приняли на вооружение SdKfz 251, и в различных модификациях воевали до самого конца войны. Большая часть модификаций не предназначалась для перевозки пехоты, но бронетранспортеры были. А еще был огромный парк техники для выполнения самых разных задач с высокой степенью унификации. Стоит ли говорить что значит это немало.
Необходимость в бронетранспортере понимали не только в Германии. В середине тридцатых годов британцы создают и запускают в серийное производство Universal Carrier. Внешне машины разные, но задачи те же. Перевозка пехоты и вооружения. Произвели их до 1945-го чуть больше ста тысяч. Хотя сухопутные силы Великобритании (включая танкистов которым бронетранспортеры в общем то не очень нужны) насчитывали мене 900 тысяч человек. Стоит упомянуть что британцы с сорок первого года начали поставки этих бронетранспортеров в СССР по программе ленд-лиза.
США в начале сороковых начали производить бронетранспортеры М2 и М3. Стоит ли говорить что по назначению и количеству модификаций они практически не уступали немецкому аналогу. Помимо полугусеничного М3 американцы производили М3 Scout Car. М2, М3, и М3 скаут поставлялись по ленд-лизу в СССР.
Советская армия в Великой Отечественной войне своих бронетранспортеров не имела. Эрзац тягачи типа ЗиС 42 считать не буду ибо полугусеничная машина с фанерной кабиной очень отдаленно напоминает бронетранспортер.
После окончания Великой Отечественной свои БТРы все таки начали появляться и в советской армии. Первым стал БТР 40. По сути он являл собой советский М3 Скаут. Однако использовать его именно в качестве бронетранспортера довольно быстро перестали. Все же четырех колесную (пусть и полноприводную) машину по по лесам да по болотам с полной нагрузкой не погоняешь. Да и десантом БТР 40 мог взять всего восемь человек. На мотострелковый взвод таких надо не менее четырех.
Следующим стал БТР-50п. Созданный на базе плавающего танка ПТ-76 он был довольно дорогим для перевозки пехоты. Поэтому на него были установлены дополнительные устройства связи, и сменили индекс на БТР-50пу. То есть "управление". Машина был действительно достойная, но очень дефицитная, поэтому хватало их только на командиров полка. Начальник штаба полка уже передвигался на чем нибудь попроще.
Потом был БТР 152 построенный на базе ЗиС 151, копии американского грузовика "Студебеккер". Именно БТР 152 стал первым советским серийным бронетранспортером. Однако по сути это был именно грузовик который после бронирования весил более восьми тон (около пяти тонн приходилось именно на бронелисты). Скорость по хорошим дорогам редко превышала 60 км/ч. А пехоту надо возить не только по дорогам.
БТР-60 должен был заменить БТР-152. Однако старик держался на вооружении аж до 1993. Однако БТР-60 стал основным бронетранспортером советской армии.
Самой большой проблемой было отсутствие нормального двигателя. Поэтому установили два бензиновых двигателя с обычного грузовика ГАЗ 51. Но мощность всего по 90л.с. каждый. Для десятитонной машины этого может быть и хватало бы. Но кроме двух двигателей были установлены: две коробки переключение передач, два сцепления, два стартера, два прерывателя-распределителя, две распределительные коробки и четыре коробки отбора мощности. Если синхронность работы этого кошмара любого механика нарушалась - неисправный двигатель мешал исправному. И даже если его отсоединить - для одного двигателя в 90л.с. десять тонн это многовато. А если посадить в него десант с полной боевой загрузкой - то весил он еще больше.
Впоследствии БТР 60 подвергли серьезным модернизациям. На случай действий в условиях ядерного загрязнения корпус БТР сделали полностью закрытым. Поставили башню от БРДМ 2 с танковым вариантом самого крупнокалиберного пулемета в мире - КПВТ. Однако количество перевозимого десанта сократилось с 14 до 8 человек, а возможности наблюдения за окружающей обстановкой резко сократились.
У БТР 60 было много проблем которые не исправили даже в следующих машинах линейки. С бензиновыми двигателями БТР обладал поистине удивительными горючими свойствами. Проблемная силовая установка осталась таковой и в БТР 70. Довольно слабое вооружение, поскольку огневой мощи одного только КПВТ хватает далеко не всегда. Довольно опасные посадка и высадка десанта как следствие заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения. Слабая защита от мин и фугасов поскольку увеличивать бронирования днища чревато утяжеление и без того не самой подвижной машины. Несмотря на все проблемы - он первым открыл линейку четырехосных бронетранспортеров. Даже самые современные российские БТР 90 и украинские БТР-4 являются прямыми потомками БТР -60.