Найти тему
Аида Серебрякова

Про лошадь и тягу к прекрасному

Снимок из личного архива
Снимок из личного архива

Мой товарищ поехал в Витебск по делам, а вечера все свободные.

И что делать в незнакомом городе? По барам сидеть надоело. Решил он самообразованием заняться, изучить культурный ландшафт. Сказано – сделано. А чем славен город Витебск? А тем, что это – родина художника Марка Шагала.

Вот товарищ и решил приникнуть к источнику. Заказал персональную экскурсию, побрился, натурально, и к нужному часу в музей. Экскурсовод опаздывал, потому товарищ мой пошел изучать картины самостоятельно. Ходил, любовался, пытался постичь. Ну, по неопытности не все было на картинах ясно.

Скажем, понравилась ему одна работа. Литография. «Солнце с красной лошадью». Стал под ней и стоял, как зачарованный. Глаза привлекли – огромные женские черные глаза. Можно сказать, очи. Библейские такие, знаете ли.

Уже потом понял, что это пара написана: дева и ее любимый. Дева смотрит на нас с картины, а возлюбленный к деве приник. И все это вроде происходит под виноградной лозой или еще какие сельхознасаждения – листья и гроздья. Ну, справа на картине пятно - это, ясное дело, солнце.

Один вопрос: а где же лошадь?

Прямо под алым солнцем какой-то черненький силуэт – скорее козочка или даже чертик – искуситель. Но не лошадь же! Да, тут явно нужен специалист. Самому не выходит окультуриваться.

Но специалист задерживался уже на сорок минут.

Товарищ мой гуляет по музею, а нет-нет да и подойдет к «Солнцу с красной лошадью» - и прямо неймется ему, где же тут написана лошадь, может, он не с того боку подходит, или метраж, я не знаю, не выдерживает.

Ну, знаете, бывают такие особые картины, их лучше наблюдать на значительном расстоянии. У меня так было. В одном приличном музее гуляю, вижу - рама дорогая, а нарисована, прямо скажем, чушь унылая на постном масле: палевые разводы с синими крапинками. Стыдно прямо, столько тряпки извели и так намулевали. Плюнул, ушел, аж с досады обернулся из другого зала: ан глядь! А там, оказывается, не мазня, а церква, вся залитая солнцем, не наша правда, а римской епархии, что сути не меняет.

Вот и мой друг так же то ближе подойдет, то напротив, раком пятиться, сколько есть мочи. Но как он, братцы, не старался, коня нет. Тут все-таки приходит девица-экскурсовод вся в мыле, но с претензией. И начинает скороговоркой ему про творчество художника Шагала. Он из вежливости слушает, деньги-то за экскурсию уплачены. Слушает, про себя изумляется, новым данным художниковой биожизни, сам-то уже всю википедию перелопатил на досуге. Когда она заявила, что бедный Марк дико страдал в семье бедного грузчика, товарищ едва сдержал смех. Еще бы: папа Марка был приказчиком, а его так нагло понизили. Ну, да ладно.

- Вопросы есть? – барышня сурово спрашивает, глаза скосив в свой телефон.
- Есть! Вы мне разъясните только одно: где здесь лошадка?

Барышня смотрит на картину и тыкает пальцем в козу:

- Вот она.

- Но, простите, это не лошадка. Тут же рожки! – и неугомонный посетитель взялся выплескивать все свои изыскания и размышления по данной проблеме.
- Это очень сложный культурологический аспект, - сказала барышня, - Мне нужно немедленно посовещаться с искусствоведом, - и на сих словах удаляется уже с концами.

Товарищ плечами пожал и тоже решил посовещаться с кем-нибудь. Достал телефон и через пару минут узнал, что вот это вот с козочкой называется: «Любовники с красным солнцем».

Цветная литография «Солнце с красной лошадью» 1977 года хранится в музее Парижа, и выглядит она, гм, несколько иначе. Да, она с лошадкой.

Учите матчасть!