Всем привет!
Вчера в комментариях был вопрос как самому сделать корпус. Хотя я про это постоянно пишу на своем канале, я не ожидал, что надо показать самые первые шаги. Я почему то думал, что такие очевидные для меня вещи - знает каждый. Поэтому, небольшой повтор стандартной темы и прошу добавить информацию, если я что то пропущу. Вопросы так же приветствуются - вы получите от меня подробный ответ.
Шаг 1. Чертежи корабля. Где брать
Что бы построить корпус - нужен чертеж с теорией. Это вот такие рисунки, где указан профиль каждого шпангоута, как будто корабль накрошил вдоль корпуса шеф-повар, и корпус разделился на отдельные части.
Сама теория часто доступна бесплатно в интернете. Много полезного выложено на "аэробазе", ищется поиском. Но правильнее такие чертежи покупать, поддержите производителя.
Теория бывает сложная, когда шпангоутов много, потому что они расположены часто. Но это важно только для настоящего корабля. Если корпус будущего корабля гладкий, по обводам как обычный катерок, то можно взять только часть шпангоутов. Равномерно распределите их по всему корпусу, и выберите например, каждый третий. Всего можно взять 7-10 шпангоутов, остальные делать не надо - это лишняя работа.
Давайте подробнее рассмотрим изготовление корпуса вот по этим чертежам.
Если все правильно сделать - должен получиться вот такой сторожевой корабль.
Шаг 2. Изготовление шпангоутов
На следующем шаге - надо подготовить шпангоуты из тонкой фанеры. Обычно я использую самую черновую дешевую фанеру 6 мм. Но можно взять и другие размеры, в тонкую будет сложно вбивать гвоздики, растрескивается. А толстую вам придется сложнее пилить, но если у вас есть электрический лобзик - то и 8, 10 мм подойдет.
Самый простой способ - попросить в соседней фирме все вырезать на лазере. Говорят - это уже не так дорого стоит, но я ни разу еще не пользовался, цен не знаю.
Если приняли решение - все сделать вручную, то надо сделать так:
Распечатать все шпангоуты - картинка одна, а надо 7-10 экземпляров. Лучше сделать больше - можно потом проверить плавность обводов.
Каждую бумажку сгибаем по диаметрально осевой линии и вырезаем ножницами. Так мы получаем симметричную выкройку на оба борта. Еще надо сделать вырез для килевой рамки и вырез под палубу. Но в нашем случае - форма корпуса простая, палуба плоская, а бортики будут сделаны позже из пластика.
Бумажные шаблоны приклеиваем на фанеру при помощи бумажного клея. Лучше всего подойдет силикатный клей в карандаше. Он не размокает, не портит бумагу и форма останется правильной. Поэтому, нет необходимости обрисовывать шпангоуты на фанеру карандашом.
Выпиливать можно даже ручным лобзиком. Такой стоит дешево и продается в любом магазине. Главное - не экономить на пилках, не придется сильно мучится.
Вот такой комплект шпангоутов для французского фрегата я сделал за один день на электрическом лобзике.
Шаг 3. Сборка корпуса
Если все правильно получилось - все детали корпуса надо собрать вместе на сухую, без клея. Важно проверить что все подходит правильно, и корпус гладкий и симметричный.
Потом можно все собрать на клей и дать хорошо просохнуть. В этот момент желательно весь каркас жестко закрепить, что бы его не повело во время сушки.
Шаг 4. Заполнение корпуса
Следующий важный этап - создать поверхность корпуса. Лучше всего - заполнить промежутки между шпангоутами брусками из мягкого дерева. Например из липы или осины. Подойдет ольха. Но не берите хвойные породы - с ними точно намучаетесь. Дерево можно купить в строительном магазине. Обратите внимание на доски для бань - обычно они из липы.
Заполнить корпус можно так же твердым пенопластом или мягким деревом - бальсой.
Еще один вариант - обшить корпус рейками, как делают при изготовлении парусных кораблей. Но такой вариант надо было учитывать заранее, вычесть толщину предполагаемой обшивки из шпангоутов.
Далее корпус надо обработать стамесками и шкурками, придать плавную форму. Что бы не сточить лишнего, кромки шпангоутов красят, например красным фломастером, что бы линия была хорошо заметна. При обработке старайтесь эту краску не содрать. Если сняли все же лишнее - корпус придется ремонтировать - восстанавливая поверхность при помощи шпаклевки или сделать заплатку из реек, и заново обработать все сначала.
В итоге, надо получить идеально гладкий корпус.
Шаг 5. Финальная обработка корпуса
У современных кораблей корпус гладкий и крашеный. Для финальной обработки можно выбрать разные технологии. Некоторые моделисты покрывают корпус двукомпонетной эпоксидной шпаклевкой для автомобилей. Получается крепкая корка.
Но некоторые для финишной обработки предпочитают проклеить корпус стеклотканью при помощи обычного эпоксидного клея. Два слоя будет достаточно.
В обоих случаях требуется повторная финишная доводка до идеального состояния. Постарайтесь дойти до 1000 зерна или выше.
А дальше работа зависит от ваших планов.
Если требуется плавающая модель, то по этому корпусу надо выклеивать корку из стеклоткани и снимать с этого болвана. Я про такой вариант писал месяц назад.
Но если будет стендовая модель, и доступ в трюм не требуется - то можно сделать палубу таким же способом, как борт - из шпаклевки или эпоксидки. Но можно постелить тонкую фанеру или текстолит