Найти тему
FilmGourmand

Страны и фильмы: Нидерланды

Кинематограф Нидерландов представлен в Золотой Тысяче FilmGourmand'а фильмом "Чёрная книга" Пола Верховена 2006 года.

Премьера фильма "Чёрная книга" состоялась 1 сентября 2006 года на Венецианском международном кинофестивале, на котором фильм был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Всего фильм получил 13 кинонаград и 23 номинации. Что касается наград, то, в основном это были "домашние" награды, полученные на нидерландских малоизвестных кинофестивалях. А вот среди номинаций были две весьма почётных. Одна - на британскую премию БАФТА как лучшему иностранному фильму. Вторая - на премию "Золотого Льва" Венецианского кинофестиваля.

-2

Что касается премии БАФТА, то эту премию "Чёрная книга" уступила более чем достойному сопернику - мексиканскому фильму "Лабиринт Фавна". Тут, как говорится, всё предельно ясно и справедливо. А вот что касается "Золотого Льва", то его жюри кинофестиваля под председательством Катрин Денёв решило отдать китайскому фильму "Натюрморт". (Кстати, в том году в состав этого жюри входила и наша замечательная актриса Чулпан Хаматова.) Честно признаюсь, я этот китайский фильм не видел, и потому не могу судить, чем же он так зацепил жюри Венецианского кинофестиваля. Зрительские оценки этого фильма довольно скромные, и призами престижных кинофестивалей, кроме "Золотого Льва", этот фильм тоже не отмечен.

-3

Хотя, возможно, не столько китайский фильм "зацепил" членов жюри Венецианского кинофестиваля, сколько смутила неоднозначность фильма Пола Верховена. Наиболее ёмко эту неоднозначность фильма описал российский кинокритик Валерий Кичин в своей рецензии, озаглавленной "Куртизанки в тылу". В этой рецензии от 2007 года Кичин писал: "перед нами лихо сконструированная авантюра новой Маты Хари в тылу гестапо, – очаровательного Штирлица в юбке с разрезом, причем еврейской национальности и потому рискующего во сто крат больше. Сюжет сколочен очень умело, в нем множество обманок и многоходовых комбинаций, когда героиня из шлягерной певицы может вмиг обратиться в отважного воина, из побиваемой камнями парии – в народную героиню, из куртизанки – в Зою Космодемьянскую и, в финале, в «сельскую учительницу» с мудрым взглядом Марецкой." При этом фильм "без внятно сформулированного авторского «послания». Он обо всем сразу: немного о войне, немного о сексе, немного о холокосте, немного о красивых женщинах, а в целом – о том, какие все люди, в сущности, перевертыши, глупцы и суки."

-4

К тому же, многих критиков, например, Денниса Лима (The New York Times) покоробила конструкция, в которой "(относительно) хороший немец, нацист, оказывается самой симпатичной мужской фигурой в фильме, в то время, как Сопротивление оказывается рассадником предателей-наемников". В той же своей рецензии Деннис Лим приводит слова самого Пола Верховена: "Несмотря на свой всепроникающий цинизм, “Черная книга” - это полномасштабное приключение без мрачного благочестия, которое стало стандартным режимом для фильмов о Второй мировой войне... Для меня война была скорее зрелищем, чем реальной угрозой», - сказал г-н Верховен, родившийся в 1938 году (и чья семья не была еврейской). «Это было похоже на большие спецэффекты в небе, когда мимо пролетали сотни самолетов и над нами стреляли ракеты. Многие мои воспоминания с точки зрения ребенка, который на самом деле не боялся за свою жизнь.»- Dennis Lim, The New York Times, Jan. 7, 2007. Как говорится в одном нашем хорошем фильме, это многое объясняет. Причём, не только то, что касается конкретного фильма, но и в более широком смысле - то, почему современные европейцы категорически не понимают, от какой угрозы спасла их в 1945 году Красная Армия.

-5

Возможно, именно из-за описанной выше неоднозначности фильм не был включён в число номинантов на премию Оскар, хотя и был выдвинут Нидерландами. А жюри Венецианского кинофестиваля нашло таки выход из щекотливой ситуации (как-никак, фильм "Черная книга" сделан талантливо, и оставить его без наград было бы не совсем правильно). Жюри Венецианского кинофестиваля присвоило "Чёрной книге" приз как лучшему международному фильму, но в секции "Молодое кино". Налицо явная ирония: режиссёру фильма Полу Верховену в том году исполнилось 68 лет, а автору сценария - вообще 70. Самый подходящий возраст для "Молодого кино".

-6

Фильм Пола Верховена стал самым дорогим и самым коммерчески успешным фильмом в истории нидерландского кинематографа. При бюджете в 21 миллион долларов фильм собрал почти 27 миллионов долларов.

-7

Что касается оценки неоднозначного фильма Пола Верховена рядовыми кинозрителями, то 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше.

-8

С учетом перечисленных выше показателей успеха по версии FilmGourmand'а имеет рейтинг 7,894 и занимает 856-е место в Золотой Тысяче.

-9

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.