ЧАСТЬ I. Корреляции и тенденции
Итак, поговорим о неявных тенденция и корреляциях в мире криптовалют, Web 3.0, Интернета вещей и иных инновационных технологичных сфер.
***
Несмотря на то, что первый крупный подъём цены btc, выраженной в фиатом долларе, был ещё в далёких 2013-2014 годах и явился результатом банковского кризиса на Кипре (который в свою очередь стал прямым отголоском кризиса 2008 года, поскольку Кипр - точка противостояния условного Запада и России, до недавних пор хранившей сбережения в ипотечных бумагах США, которые рухнули после квантового кризиса 2007 года по всем известным причинам, а также на том самом Кипре и в других оффшорах, что стало известно благодаря раскрытию Панамского досье), всё же большинство зарубежных и отечественных криптоСМИ и разного рода (и даже сорта) "аналитиков" по-прежнему пытаются нащупать очевидное или вовсе его отрицать...
Речь идёт о хеджирующий функции btc, которая на мой взгляд является с того самого периода 2013-2014 гг. важнейшей, порождая в том числе и мнение о биткоине как об инвестиции десятилетия.
***
Коротко закономерность звучит следующим образом: нестабильность (финансовая, политическая, социальная) в конкретном регионе и/или государстве порождает ПОСТЕПЕННЫЙ (что крайне важно!) вход новой части населения в криптоактивы, прежде всего - в btc, но не только.
***
Начну, пожалуй, с самого крупного протестного движения 2019 года в Гонконге: всё началось с того, что (цитирую): «у Гонконга нет договора с Тайванем, разрешающего выдачу подозреваемых, и вести переговоры с ним было бы проблематично, поскольку правительство Китая не признаёт суверенитет Тайваня. Для решения этой проблемы правительство Гонконга предложило внести поправку в Закон о скрывающихся от правосудия правонарушителях (в Главу 503) и в Указ о взаимной правовой помощи по уголовным делам (в Главу 525): данная поправка предусматривает создание механизма индивидуальной передачи скрывающихся от правосудия лиц по распоряжению главы исполнительной власти в любую юрисдикцию, с которой город не имеет официального договора о выдаче, включая материковый Китай».
Проще говоря, Поднебесная пожелала нарушить относительный суверенитет Гонконга и люди остались этим крайне недовольны. Посмотрим теперь на график ОТиСи-сделок (потому как биржевые обороты на централизованных биржах манипулируемы на 90-95%) и увидим, что именно с марта 2019 года началась новая волна роста интереса к биткоину в регионе.
***
Теперь - обратимся к Турции в августе-сентябре 2018 года и далее. Кратко обозначу хронологию тех событий:
- Сначала происходит повышение пошлин на сталь (на 20%) и алюминий (на 50%) со стороны Соединённых Штатов Америки ртом незабвенного Дональда Трампа.
- Привело это к тому, что турецкая лира обвалилась: 7 лир за 1 доллар в пике (или впике - как вам больше нравится): то есть снижение составило около 40%!
- В это же время произошло повышение ключевой ставки Центрального банка Турции с 17,75% до 24%.
- Теперь - обратимся к графику всё тех же ОТиСи-сделок на лоукалбиткоинс по турецкой лире: и вновь - явная корреляция.
- Местные биржи, такие как: Paribu, Btcturk и Koinim также испытали наплыв, а один из представителей Бинанс заявил: «да, действительно наблюдаем рост интереса со стороны турецких пользователей к криптовалютам на фоне снижения курса лиры и ухудшения экономической ситуации в стране».
- И это нашло своё отражение в опросе, в ходе которого выяснилось, что до 18% жителей Турции имеют криптовалюты (более того: наше собственное исследование уже 2019 года подтвердило, что Турция - одна из тех стран, где за btc можно приобрести фактически любой товар, включая недвижимость премиум-класса).
***
И снова - наши дни: год 2020-й. Иран против США: очередной виток видимой борьбы. Но сначала - предыстория: в июле 2019-го Иран легализует майнинг, в феврале того же года - заявляет о возможном выпуске «обеспеченной золотом» криптовалюты PayMon. Наконец, согласно данным, поступившим от Cointelegraph & RBC, а затем и верифицированные через офсайты иранского Правительства, был принят закон от 04 августа. Цитирую: "транзакции с участием цифровых денег не будут иметь официальный статус, как и криптотрейдинг".
Кроме того "власти Ирана подчеркнули, что центральный банк не является гарантом стоимости криптовалют. В июле же 2019 года заместитель главы финрегулятора сообщил, что в стране запрещена покупка и продажа Bitcoin из-за правил по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма". Но причём здесь 2020 год и интерес к биткоину, если график ОТиСи-сделок говорит об обратном? Прежде, чем ответить на вопрос - одно, критично значимое, замечание.
***
Очевидная проблема в понимании сложившейся и подтверждённой в Аргентине, Перу, Колумбии, Турции, Танзании, России, Грузии, Венесуэле и других государствах, тенденции в том, что спекулянты и многие трейдеры средней руки почему-то ожидают скачкообразного роста от криптовалюты №1 в период подобных волнений, но, как ещё раз и убедительно доказывает настоящее исследование, корреляция проявляет себя именно на средне- и долгосрочной перспективе, а не в моменте.
Почему?
Во-первых, национальные валюты к доллару не стоят почти ничего: к примеру 1 млрд иранских реалов составляет около 24 000 долларов США (отсюда и пошли неверные слухи о росте btc в момент убийства генерала Касема Сулеймани. То же самое можно было наблюдать с корейской войной, колумбийским песо и перуанским sol'ем). Вложения в рынок "дешёвых" денег - не всегда обещает молниеносный рост цены.
Во-вторых, механизм доступа к криптовалюте всё ещё (и это прекрасно) не для широких масс, которые вдруг решили эту самую криптовалюту приобрести: нужен кошелёк, доступ в Интернет (а он часто в период конфликтов, восстаний, революций и прочих волнений блокируется и VPN отсекает 5-10-20% и более процентов потенциальных пользователей); после чего у людей образуется масса вопросов относительно сохранности средств и других аспектов владения подобными активами. Проще говоря, процесс обучения - не день и не неделя. А цикл повторных покупок - даже не месяцы.
В-третьих, на сегодня тенденция больше всего видна именно в Латинской Америке и ряде мусульманских стран.
Почему?
Потому как в первом случае имеем целый континент государств с очень не простой экономикой, проще говоря - близкой к нищенской для большинства населения, а во втором - постепенное принятие криптоактивов как сущности: придётся вспомнить признание биткоина халяльным продуктом, открытие Объединённых Арабских Эмиратов для ICO-проектов, видимое (хотя и условное) соревнование в создании национальных криптовалют, в том числе - через подкрепление золотом, что само по себе абсурдно, между той же Турцией, Ираном и другими. То есть опять же: затяжной рост инфляции, военная напряженность, постоянное обесценивание национальных "денег" - всё это процессы не единовременные, а именно средне- и долгосрочные.
По этой же причине не наблюдаем рост на ОТС-рынке в Иране в период, как принято говорить, эскалации конфликта, но видим явное повышение цены на классических местных криптобиржах: ментальность мусульман, в том числе в мире финансов, - сильнейший фактор, который привязывает к народным, религиозным и прочим традициям, а не к сервисам по иным критериям, включая потребительские качества таковых.
***
Резюме следующее: и те, кто говорят о тенденции роста выраженной в фиате цене биткоина, не понимая сути происходящего, то есть делая ставку на "здесь и сейчас"; и ярые противники обозначенной позиции, включая разного рода "экспертов", которые сотрудничают со СМИ, государственными и "частными" каналами - не оценивают данные объективно, а пытаются их притянуть за уши к жёлтыми, кликбейтным, заголовкам.
Именно по этой причине мой YouTube-канал начал свою работу: увидимся здесь совсем скоро и до!