Часть первая. Присказка
Пошел как-то дед Андрей на рыбалку. Вроде бы и не собирался, да старая всю плешь проела: мол всю квартиру прокурил, пяля свои зенки в телевизор. Пошел бы куда, прогулялся. Надоела хуже пареной репы! Нашел удочки, достал коловорот из кладовки и двинулся на выход. Опять бабка ворчит, закудахтала: куда собрался, чего дома не сидится? В общем, как всегда: куда ни кинь - всюду клин.
- Куды, куды! За кудыкину гору! Пойду золотую рыбку поймаю, попрошу чтобы она тебя от ворчливости избавила, - в сердцах ответил бабке дед Андрей и, хлопнув дверью, вышел.
По пути зашел в рыболовный магазин, прикупил мотыля и отправился на водоем, благо он был недалеко. Рыбаков на льду было мало, да и время уже к обеду двигалось. Не пошел дед спрашивать про клев сегодняшний, а устроился неподалеку от берега. Не торопясь размотал удочки, запустил в пробуренные лунки, одетого на мормышки, мотыля и закурил в ожидании поклевок.
Солнце смотрелось в ледяное зеркало. Снега совсем не было. Он-то, снег, выпал малость, но по теплой погоде весь успел растаять. Куда ни посмотри, везде блестит ледяной глянец. Возле старых лунок прохаживались вороны, в надежде найти оставленного мелкого ерша, или что-либо из недоеденной закуски, отмечающих свой выход на рыбалку, рыболовов.
Дед Андрей подергал удочками и опять поставил их на лед. Вороны надсадно спрашивали: "К-а-ак"! "К-а-ак!" "Да никак!" - отвечал им дед. Но вот кивок на одной удочке дернулся. Дед схватил удочку и подсек. Вскоре на льду трепыхался, шлепая по льду красноперым хвостом, окунишка в ладонь. Вслед за ним был поднят на лед и его собрат такой же величины. "Масть пошла", - отметил дед, но масть прекратилась. Снова потянулось томительное ожидание.
Вдруг удочка справа быстро поползла к лунке. Дед Андрей успел ее перехватить и почувствовал, как кто-то большой и сильный пытается утащить ее в свое подводное царство. Леска натянулась как струна, но дед был спокоен, она у него была надежная. Не тонкая, как паутина, которой сейчас привыкли ловить - эта не подведет. И она не подвела! Дед Андрей после недолгой борьбы вытащил из лунки судачка. Для деда это был целый судачище. Он таких давно не ловил. Но одна беда: не вписывался этот судак в допустимые размеры вылова, определенные правилами любительской ловли.
Как назло, судак заглотил мормышку так глубоко, что без хирургического вмешательства ее было не достать. Пришлось деду изрядно повозиться, прежде чем он ее извлек. Вдали от одного рыбака к другому подъезжал снегоход и это было уже не так далеко от местонахождения деда. "Рыбники!"- кольнула мысль дела Андрея, - "Надо сматываться!". Дед знал законы, и что могло последовать за вылов "штрафного" судака. Но он не знал, что делать сейчас. Пробовал опустить рыбу в лунку, она не уходила и не тонула. Снега на льду нет, не спрячешь. Рыболовный ящик попросят открыть. "Попал!"- с тоской произнес дед, видя как снегоход летит в его сторону.
Дальше все как по сценарию. Можно не рассказывать. Объяснения никто слушать не стал. И как обещал дед поймать бабке золотую рыбку, так и получилось. Рыбка стала для деда Андрея золотой. И не придерешься, все по букве закона. Вот так случайная поимка судака, принесшая первоначальную радость успеха, превратилась в глубокое разочарование.
Часть вторая. Сказка
В первой части моего рассказа была присказка. Сразу скажу, что дед Андрей не настоящий, а прообраз многих наших рыболовов, с которыми случались аналогичные случаи. А теперь я хочу остановиться на сказке про наш закон об охране рыбных биоресурсов. Не буду вдаваться в подробности, а остановлюсь на реальных примерах.
В Нижегородской области правилами любительского рыболовства установленный размер разрешенного к вылову судака составляет 40 сантиметров. Разрешается выловить не более двух особей. Штраф за судака меньше установленного размера - 3305 рублей.
Все размеры и цифры прописаны в Статье 43.1. Федерального закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Только возникает вопрос: для кого написаны эти правила и законы? Для условного деда Андрея? Это от таких, как он охраняют рыбные ресурсы, содрав с него шкуру за судачка, который случайно позарился на мормышку? А куда смотрит этот наш закон, и где наша доблестная рыбоохрана, когда вылавливаются тысячи судачков "штрафного" размера и без опаски продаются на рынках.
Это судачки размером от 20-25 сантиметров, оценены продавцом по 150 рублей за килограмм. А это, согласно правилам Федерального закона, перед вами лежат десять судачков стоимостью в 33 000 рублей. Это ли не сказка. Если вы думаете, что этим занимается один продавец, то глубоко ошибаетесь. У следующего такие же судачки, только на три-четыре сантиметра больше, но и цена уже 180 рублей.
Может продавцы не знают, что у них "штрафной" товар? Возможно женщины-продавцы и не в курсе, но когда я подошел к парню, который торгует рыбой, он на мою просьбу разрешить сфотографировать судачков, моментально закрыл их пакетом, причем, только мелких, крупные у него не вызвали беспокойства.
Согласно закону, в этом году запретили лов рыбы сетями, за исключением северных народностей. Но каждые выходные на рынке появляется свежевыловленная рыба. Чем, как не сетями она выловлена? Причем 80% этой рыбы не выдерживают установленных правилами размеров. Для кого написан закон? Где те, кто должен следить за выполнением этого закона? Неужели инспектора рыбоохраны никогда не бывают на рынке и не видят тех судачков, за которых на водоеме они не щадя выписывают штрафы, если вдруг появляется условный дед Андрей? Вот и получается, что все это сказки, что блюстители закона охраняют водные биоресурсы - они только делают вид. Но если глядеть глубже, то и они выполняют решения сверху.
Так и хочется сказать, что не от тех охраняют наши рыбные запасы. Рыбы с каждым годом все меньше. Говорят, что слишком много развелось любителей рыбной ловли. А что могут поймать эти любители в водоемах, которые процежены сетями вдоль и поперек? Скоро в нашей сказке дойдем до того, что будут разрешать вылов только пяти ершей, да и то не ниже определенного размера.