По окончании Второй Мировой Войны, народное хозяйство Советского Союза испытывало острую нехватку в технике сельскохозяйственного назначения. Для перевода промышленности с военных потребностей на выпуск продукции мирного назначения требовалось время и запуск новых производств. С этой целью в 1946 году были запущены первые заводские цеха будущего Минского тракторного завода. Для расширения кормовой базы животноводства требовалось проведение мелиоративных работ на торфяниках и торфяных болотах для использования этих площадей под сельскохозяйственные посевы. Для этих целей использовались болотные плуги, которые были первой продукцией предприятия. До 1953 года заводом выпускались пусковые двигатели, гусеничные трактора, машины для лесозаготовительных хозяйств. Наряду с этим разрабатывались и трактора на пневматических шинах. Первый опытный образец колесного трактора вышел из ворот экспериментального цеха в 1949 году. Впоследствии выпуск колесных тракторов стал главной специализацией предприятия.
Благодаря правильным техническим решениям тракторы Минского тракторного завода начали применяться не только для работ, связанных с возделыванием сельскохозяйственных культур, но и в других областях народного хозяйства. Одной из самых удачных моделей универсально – пропашного трактора стал МТЗ-80. Еще на этапе разработки модель планировалось агрегатировать 230-ю орудиями и машинами для выполнения всевозможных работ. Через год с момента выпуска первого МТЗ-80, предприятие начало выпуск МТЗ-82, являющийся полноприводной версией МТЗ-80. Различные модификации МТЗ-80 и МТЗ-82 выпускаются заводом и по сегодняшний день. Данные модели стали использоваться в сельском хозяйстве, в промышленности, горном производстве и многих других отраслях. Высокая степень унификации деталей позволили наладить эксплуатацию, ремонт и обслуживание Белорусских тракторов во всех климатических зонах Советского Союза. В наши дни холдингом Минский тракторный завод производится более ста моделей колесных тракторов. Количество их модификаций и вариантов исполнения достигло двух сотен.
Стремительно развивающееся сельское хозяйство и промышленность требовали от инженерного состава завода быстрых и своевременных технических решений. Зачастую для разработки очередной модели трактора, за основу бралась предыдущая модель. Проводились работы по усовершенствованию деталей и узлов, что приводило к повышению технических характеристик и надежности очередной модели. Для выполнения специальных работ могли изменяться лишь некоторые характеристики. Так путем модификации МТЗ-80 было получено несколько десятков машин специального назначения. Самыми популярными стали МТЗ-82Р для возделывания риса, МТЗ-82Н с низким клиренсом для работы на склонах крутизной до 8*, МТЗ-82К для механизации работ в горной местности.
Минские трактора за всю историю завода зарекомендовали себя как надежная и неприхотливая техника. Однако в советское время в погоне за массовостью при производстве техники упускались многие моменты, влияющие на удобство и комфорт при эксплуатации. На первых моделях МТЗ-2 не предусматривалась даже установка кабины.
Тюнинг своими руками
Любимым занятием многих трактористов было и остается повышение комфорта в кабине. В старых моделях тракторов отсутствовали удобные сидения, какие-либо акустические системы и навигатор. Для установки в кабину можно вполне подобрать сидение из автомагазина, или, в крайнем случае, приобрести его на автомобильной разборке. Здесь главное чтобы размеры сидения позволяли комфортно разместить его в кабине трактора.
Элементы акустической системы также должны иметь компактные размеры. Как правило, сабвуфер размещается за сидением оператора. Небольшие колонки следует закрепить так, чтобы не нарушать обзорность кабины.
Улучшить освещение кабины можно установкой светодиодов повышенного свечения. Еще несколько лет назад они стоили относительно дорого. Сейчас качественные осветительные приборы на основе светодиодов можно приобрести по довольно приемлемой цене. Интенсивность освещения можно регулировать как включением определенного количества светодиодов, так и регулятором освещения.
Наружное освещение отечественных тракторов всегда оставляло желать лучшего. Известные зарубежные производители этому вопросу уделяли большее внимание. Для улучшения видимости многие владельцы отечественных тракторов устанавливают ксеноновые лампы. Можно смонтировать и несколько противотуманных фар, на специально приваренной дуге. Главное здесь не перестараться, так как возможности штатного генератора не безграничны. Установив более мощный генератор можно увеличить число и мощность фар, однако соблюдение меры здесь играет первостепенную роль.
Трактора старых годов выпуска не отличались разнообразием цветовых решений. Сейчас можно встретить трактора, которые энтузиасты своего дела превратили в произведения искусства. Наиболее популярным становится метод нанесения художественных рисунков на кузов и детали трактора методом аэрографии. Стоимость такой работы достаточно высока, однако эстетический результат порой того стоит.
К элементам тюнинга можно отнести и установку агрегатов и деталей, непосредственно влияющих на эксплуатационные характеристики трактора. Для облегчения запуска двигателя, на трактора вместо штатных подогревателей, работающих на дизельном топливе, часто устанавливают электрические, работающие от внешних источников питания.
Перечислить все варианты тюнинга практически не возможно. Это зависит, в конечном счете, только от фантазии и возможностей владельца техники.
Современные трактора, выпускаемые Минским тракторным заводом, представляют собой технику, отвечающую самым строгим стандартам безопасности и качества. Модели имеют просторные кабины с прекрасной обзорностью. Подрессоренные кресла операторов регулируются не только по высоте, но и в зависимости от веса тракториста. По желанию клиента, можно установить и два кресла. Привычным стало наличие в кабине надежной системы обогрева и кондиционирования. Современные электроприборы и оптика изготавливаются на качественном оборудовании с использованием последних достижений в области электроники и оптики. Благодаря проводимой заводом политике, есть возможность приобрести не только серийную модель трактора, но и заранее обговорить необходимую комплектацию. Можно говорить о том, что тюнинг современных тракторов МТЗ «Беларус» можно произвести еще на этапе их производства.