Найти в Дзене
Tallis

Сколько на самом деле зарабатывает церковь.

С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник. Источник: книга "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" Николай Митрохин, социолог.

Моё вам Здравствуйте!

Время идет, на канале выходят новые тексты, а они все про деньги. Вот вам текст про деньги💥🧨! Всем интересно, сколько зарабатывает РПЦ, вот и поговорим - поехали!

На закате советской власти, в 1988 году, Русская Православная Церковь имела 76 епархий и 74 архиерея, 6 893 храма, 6 674 священника и 723 диакона, 2 монастыря, 2 духовные академии и 3 семинарии.

Сегодня у нас 293 епархии и 354 архиерея, 40 000 храмов, 36 000 священников и 5 0004 диаконов, 944 монастыря (462 мужских, 482 женских), 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ. Это информация из доклада самого патриарха Кирилла на поместном соборе РПЦ в Москве 27-29.01.2009 года.

Смотрите. Церковь - это общественная организация? Общественная. Но в отличие от других каждый церковный приход регистрируется, как отдельное юридическое лицо и НКО (некоммерческая организация). Действительно, прибыль, получаемая церковью с проведения обрядов, с продажи литературы и атрибутики, с пожертвований - НАЛОГАМИ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ.

-2

В конце каждого года религиозные организации составляют декларацию. Согласно последним данным, в 2014 году необлагаемые налогом доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

В отрезке 2012–2015 годов церковь получила из бюджета и от государственных организаций около 14 млрд руб.

В мае 2015 года, когда строили фундамент под храм "Неопалимая Купина" в Москве, об этом говорили на всех телеканалах страны! Весь эфир был забит этим. Президент компании "Транснефть" Николай Петрович Токарев выделил на этот храм 270 млрд. рублей.

Николай Петрович Токарев. Фото из открытого доступа.
Николай Петрович Токарев. Фото из открытого доступа.

Особой тягой к духовности Н.П. Токарев, по слухам, не отличается. Однако, побывав в феврале 2009 года на встрече патриарха Кирилла с мэром Москвы Ю. Лужковым (на то время именно он был мэром Москвы), он вдохновился горячими речами патриарха об "острой нехватке храмов в Москве".

На то время общее количество храмов и часовен в епархии города (мы все еще про Москву!) составляло 837. Маловато! Патриарх настаивал, что жителям Москвы нужно (необходимо!) как минимум еще 591 храм.

Поторговавшись, присутствующая на встрече бизнес-элита оценила потребность москвичей в храмах в 200 новых храмов. В таком виде программа пошла в жизнь. Так возникла программа «200 храмов».

Южный фасад церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном, Москва. Фото из открытого доступа.
Южный фасад церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном, Москва. Фото из открытого доступа.

Один из самых щедрых спонсоров программы «200 храмов» — бизнесмен Михаил Абрамов. Он является основателем и меценатом Музея русской иконы. Пожертвовал на строительство двух храмов около 700 млн рублей.

Спонсор программы "200 храмов" Михаил Абрамов. Фото из открытого доступа.
Спонсор программы "200 храмов" Михаил Абрамов. Фото из открытого доступа.

Ну, вы поняли меня, друзья мои? Вы, наверное тоже устали от множества циферок и ноликов в тексте. Для тех, кто дочитал до этого момента (молодцы!) справедливости ради напомню, что все деньги сосредоточены в Москве. Это всем известно.

И когда кто-то начинает "бомбить" про жирующих попов - это про московскую патриархию. А как живут священники средних и малых приходов, сельских приходов, об этом масс-медиа не рассказывает, ибо не интересно. А я попробую.

Более-менее сносно живут священники городских приходов. Назовем их средними. В их распоряжении – человеческие и денежные ресурсы. В городском приходе в храме есть диакон, псаломщик, пономарь, хор, казначей-бухгалтер, просфорник, преподаватели воскресной школы, даже завхоз (!). Плюс может быть несколько священников. Нормальный такой штат персонала.

Деревенский же батюшка вынужден совмещать в своем лице почти все обязанности по храму - «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Текущая реальность такова, что большинство деревень – вымирающие. Во многих приходах есть деревни, где населения составляет 150–100–50 человек. Большинство - пенсионеры. Да, те самые наши пресловутые "полторы бабушки"!

Поэтому не стоит ожидать от сельского духовенства "крутого" уровня - воскресных школ, приходских сайтов и газет, миссионерской и просветительской деятельности и так далее. Служение практически в одиночку на подобном приходе – самая сильная проповедь христианства.

Сельский приход живет только на пожертвования прихожан и захожан. Тут месяц на месяц не приходится. В летний сезон - дачи, людей практически нет. Самый большой доход приходится на Пасху, а также на рождественские и крещенские службы.

Священник Сергий Бегиян с прихожанами. Рождество Христово
Священник Сергий Бегиян с прихожанами. Рождество Христово

Этот священник - Сергий Бегиян окормляет несколько сел и деревень в Белоруссии. На сайте pravoslavie.ru вы можете подробнее ознакомиться с подвижнической жизнью этого удивительного человека.

Что еще можно сказать? Про "карьерный рост" в православии многие догадываются. Семинарист, едва перед ним забрезжит окончание учебы должен сделать выбор - черное или белое священничество. Большинство выбирает белое и поэтому вот прям бегом надо искать себе матушку.

Есть в семинариях факультеты регентов и иконописцев. Там много девушек, мечтающих выйти замуж за достойного парня христианского вероисповедания.

Если мальчику повезет жениться на дочери настоятеля - его определят в тот же храм, где служит отец девушки. В Питере существовали (да и сейчас есть) целые кланы. Лучшие места в самых "рыбных" храмах передаются по наследству.

Если не очень "повезло", то после женитьбы семинарист должен написать заявление-прошение на имя епископа определить его в священники.

Или же, если выбрал путь монашества - прошение на постриг в монахи. После определения в монастырь он становится священником. Менять семейное положение или уходить из монастыря уже нельзя.

Конечно же, все хотят хорошие места. Стараются выбить через знакомых разрешение на практику - поработать, например, чтецом в каком-нибудь храме. Священник храма присматривается к "практиканту" и уже сам думает - сработаются они с потенциальным "коллегой" или нет.

Семинаристы. Фото из общего доступа.
Семинаристы. Фото из общего доступа.

Честно говоря, особо умных и "прошаренных" особо не жалуют. Отдают предпочтение наивненьким ребятам, которые особо не разбираются в экономической кухне церкви и, скорее всего, не будут лезть в дела управления и финансирования.

Как-то так, дорогие читатели. Это статья была тяжелой для меня - не люблю про деньги писать. Честно. Но это было надо, потому, что большинству из вас эта тема очень близка и болезненна. Ваши мысли и дополнения - в комментарии. Лайки - специальную корзинку.

Подписывайтесь на Tallis, чтобы не терять критическое мышление и оставаться самим собой. До встречи!