Записки «Ахмеда Ибн-Фадлана» (секретаря посольства) — это единственный в мире источник, который взят за основу принятия веры булгарами в X веке. Больше никаких документов, свидетельствующих об официальности данного государственного акта — нет!
Этот «единственный известный список “Записки Ибн-Фадлана были обнаружены востоковедом А.З.В.Тоганом в 1920-х годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)”». И еще, что довольно прискорбно (!), если знакомиться с материалами, современная наука сожалеет, «что конец рукописи отсутствует, причем неизвестно, сколько листов не хватает».
В 1937 году фотокопия мешхедской рукописи от правительства Ирана была передана в дар Академии Наук СССР. Востоковед, доктор исторических наук А.П.Ковалевский переводит ее на русский язык, а в 1956 году производится дополнительная переработка. Сегодня именуется как «Записки Ибн-Фадлана».
По поводу правдоподобности.
Существует несколько версий. Первая — это не иначе как подделка, умело изготовленный памятник, вторая — написана со слов очевидцев. Но повторяю — это лишь версии. Посмотрим некоторые интересные моменты: Зеки Валиди сам находит, сам переводит, и сам же блестяще защищает докторскую диссертацию. Для одного человека, пожалуй, многовато, непосильная ноша.
Отметим, что в кулуарах Боннского университета «добросовестные протестанты-северяне» активно дополняют недостающие звенья в цепи истории, шлифуя эпоху далекого Средневековья. Сначала эти семинаристы доказывают подлинность «Хазарской переписки», чем смело присуждается религия древним «хазарам»; ну а затем и древние «булгары» получают свою веру. Ислам. ...Так сыном башкирского народа обнаруживается затерянная правда… Чем в истории древних Булгар Поволжья и латают брешь в дальнейшем.
Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад
Восточные источники, памятники российским историкам были известны еще в XIX веке. Они были доступны. С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский и многие другие ученые руководствовались ими в своих научных работах. Их титанические труды наводнены ссылками... Доктор наук Константин Николаевич Бестужев-Рюмин работу над своей книгой «Русская история» заканчивает в 1885 году. В предисловии академик пишет: «Я готов покаяться в тех заблуждениях, которые будут мне показаны и доказаны». А вот цитата из его книги, «Ибн-Фадлан участвовал в посольстве от халифа к новообращенному царю Болгарскому (921), оставил известие о болгарах, хазарах, руссах» (Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад).
Русскому академику и в голову не могла прийти мысль, что меньше чем через полвека на эту тему защитят докторскую диссертацию. То есть, еще раз найдут эти «записки»!
Константин Николаевич заметил: «Из всего указанного нами при обозрении источников и пособий видно, что сделано много, но многое еще остается сделать: еще многие вопросы только затронуты. Зная это, мы должны стараться быть как можно более осторожными в своих общих выводах».
Рассматривая значение ислама у булгар и иудаизма у хазар, невольно приходишь к мысли — ведь все правильно! Профессор русской истории К.Н.Бестужев-Рюмин пишет: «Летописи рассказывают, что к Володимеру приходили послы от разных народов: от болгар, хазарских евреев, немцев и, наконец, греков, и каждый из них хвалил свою веру и предлагал князю в нее обратиться». Дальше мы с вами знаем, что князь Владимир выбрал греческую веру. Православную.
Единственный щекотливый вопрос — касающийся ислама у волжских булгар!..
Внимание!
Откуда всё же пришли послы от иудеев и от мусульман к русскому князю Владимиру («послы от разных народов»)?.. Если о «Записках» Ибн-Фадлана было известно еще в девятнадцатом веке, то что же, в таком случае, обнаружил Зеки Валиди в Мешхеде в библиотеке при гробнице имама Али ибн Ризы?
Вот вопрос…?!
Входил ли Валиди в общество иезуитов, или в другие организации (кроме как НСДАП), об этом ничего не известно. Но известно другое: он трудился в европейских школах, активно способствуя продвижению науки. (В 1935 году — профессор Боннского университета.)
Главная концепция титанического труда — решение «долгого» вопроса: «откуда пришли мусульмане к Киевскому Князю»?..
PS Стоит признать — в девятнадцатом веке лицо русской исторической науки выглядело неважно. Это можно понять. Ведь к тому времени только-только научились писать и читать по-русски, понимать то, что написано... Русское слово только-только встало на ноги. Один из титанов русской исторической мысли того времени Н.И.Костомаров свою научную работу начинает со слов: «…и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру».