Большим событием стало обновление балета «Конёк-Горбунок» с декорациями Коровина. Возобновление А.А.Горским некоторых номеров вызвало восторги и у публики, и у артистов. Мне особенно понравился танец 2-х Жемчужин и Океана (Подводное царство), - они привели меня в восхищение своей простотой и очень красивыми группами в адажио и в вариации.
Как жаль, что со временем всё теряется и очень мало остаётся от работ Горского.
Замечательно танцевали этот номер Андерсон, Фроман и Новиков, - все трое были [воедино] слитны, грациозны в пластичны. Новиков был [незабываемо] стилен и танцевал легко. И просто шедевр был бурный татарский [танец] в исполнении Фёдоровой С.В. с её зажигающей дикостью. Я только два раза видела С.В.Фёдорову во всём объёме её таланта.
Как балетмейстер Ал. Ал. Горский ставил балетные номера быстро, особенно если его увлекала постановка и [сам] материал. Он умел взять то, что ему было нужно, но придерживался [собственных] взглядов. Он находил, что тот или иной артист должен быть подведён к этому делу известными номерами. Если были ошибки в этом направлении, он быстро разочаровывался. Если видел подающих надежды, шёл навстречу и быстро вытаскивал человека на свет рампы. Такой случай произошёл с Е.Девильер. По [своей внешности] та [смотрелась] несколько южного типа: кожа её тела была смугла, и когда её одевали в белые балетные пачки, она [выглядела] нельзя сказать, что оригинально, но просто неудачно, [не выгодно]. Она приходила в отчаянье, когда её занимали, например, в 3-ем акте бал[ета] «Коппелия», танец часов. Катя ненавидела этот номер, неоднократно подходила к режиссёру В.Д.Тихомирову и просила её отставить, но никакие просьбы до Тихомирова не доходили, он не отставлял. [Тогда] она обратилась к А.А. Горскому, который тоже не соглашался и поначалу смеялся, когда [балерина] доказывала ему, сколько нужно [тональ]ной пудры потратить, чтобы сделать себя белой, и, наконец, не выдержала и заплакала. Слёзы побороли, - Ал. Ал. отставил, она была счастлива. Очень скоро Е.Л.Девильер пришлось заменить заболевшую Фёдорову 2-ую в балете «Конёк-Горбунок» в роли Ханши. Роль эту она провела от-лично и танцевала совсем хорошо. С тех пор [Девильер] пошла в гору (в смысле мест) и [оказалась] хорошей солисткой. Так Горский А.А. вытащил её к рампе.
Если он хотел, чтобы артист был намечен или участвовал в том или ином номере, то никаких [увещеваний] к отставке не принимал. Никакие доводы и мотивы не могли его к этому склонить. Он был упрям. Скажу о себе. Однажды в 1-ом акте балета «Волшебное зеркало» Ал. Ал. поставил номер «английская кружевница». состав был: Кригер, Кандаурова и я. Окончательное движение этого танца никак не выходило. Я была в отчаянии, [поскольку] боялась испортить [столь] бравурный номер. Со слезами подошла к Ал. Ал. и просила меня отставить. «Ни в коем случае! Будете танцевать!» Да так отрезал, что больше я подходить не решалась, и три вечера подряд лазила на 4-ый этаж в школу и учила эту коду одна по нескольку раз, пока хватало сил. На спектакле всё прошло гладко, но настроение моё было отвратительное. По окончании акта, когда я пробегала по первой кулисе, А.А. остановил меня и с улыбкой сказал: «Ну, вот – всё вышло! Напрасно слёзы лила!» Я отвечала, что это мне даром не досталось. – «Ничего, […]кая, даром не даётся! – и пошёл в курилку. Ал. Ал. был необыкновенный работник и работал один все 25 лет своей жизни в театре. Он не имел конкурентов и в этом ему повезло. Мне казалось всегда, что он не выходит из театра. Всегда его можно было найти либо на сцене, либо в канцелярии балета. Его помощник В.Д.Тихомиров мало уделял внимания [общему] делу. Всегда интересовался только теми спектаклями, которые были исполняемы Е.В.Гельцер или им самим.
Самым первым балетом, какой я увидела и в котором я участвовала, был балет «Аленький цветочек» [на] муз[ыку] Гартмана. В Петербурге этот балет не понравился и не делал сборов. Его отправили в Москву, надеясь, что он придётся по вкусу москвичам. Несмотря на очень удачную переделку многих номеров А.А.Горским и участием Е.В.Гельцер, балет также не удержался и скоро сошёл со сцены.
Первая моя репетиция в московском Большом театре была как раз во 2-ом акте балета «Аленький цветочек», я была назначена в очередь в большое pas de quartre [с] Андерсон, Адамович, Новиков и Жуков. В этом номере мне понравилась Ел. Мих. Адамович, к ней очень шёл этот номер, полуклассический, полу-характерный, так называемый «ориенталь». Она была очень мягка и экзотична. В репертуаре московского Большого театра я не мало перетанцевала разных мест. Занята была в каждом балете и ещё в 3-х – 4-х ходовых операх. Солисток у нас было немного, а работа была большая. В таких балетах, как «Спящая [красавица]», «Лебединое [озеро]», «Коппелия», «Дон-Кихот». «Волшебник», «Жизель», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», приходилось танцевать во всех актах. Как первая солистка, была неизменно подругой Раймонды все 3 акта, «Копеллия» - все 3 акта, «Спящая [красавица]» - все 4, «Волшебное [зеркало]» - 3 акта, Повелительница в «Жизели», в «Дон-Кихоте» [балет] - все вариации и последний акт, «Коппелия» - работа, «Лебединое озеро» - pas de trios, три лебедя, «Конёк-Горбунок» - Жемчужина ковра, опера «Лакмэ» - pas de deux; «Иван Сусанин» - мазурка, 4 пары; «Миньон» - цыганка, в «Дон-Кихоте» (опера) – испанский танец, 1-ый акт; «Ночь под Рождество».
В заключение скажу, что Ал. Ал. Горский как балетмейстер был новатором и блестящим руководителем Московской балетной школы и завоевал Москву, а Фокин – Европу.
В конце 1911 года, 31 декабря утром приехал Виктор Эмильевич [Дандре], муж Анны Павловны, и, как всегда, остановился в Национальной гостинице. Я была дома и готовилась к вечерней встрече Нового года. Придя ко мне, Виктор Эмильевич застал меня в предновогодних хлопотах и сообщил, что имеет ко мне весьма важное поручение от Анны Павловны, а именно: приглашение артистов Московской балетной труппы в Лондон на летние месяцы в её труппу. Анна Павловна полагается на мой выбор, а самое важное, что-бы артисты, мною приглашённые, отвечали бы не только артистическими качествами, но и имели бы хороший характер, - так как Анна Павловна устала от капризов некоторых артистов и артисток. Я сказала, что это для меня очень трудная задача, но попробую, а в данный момент имею на лицо симпатичного товарища, характерную солистку Ек. Л. Девильер, с которой надеюсь Вас познакомить вечером за встречей Нового года в «Метрополе». - «Отлично! Очень рад, Маруся, а я только хотел спросить Вас об этом, - где Вы встречаете Новый год?»
Я позвонила сейчас же Ек[атерине] Львов[не] и сообщила о приезде Виктора Эмильевича. Катя была очень рада и сказала, что стол для встречи Нового года в «Метрополе» заказан и пригласила Виктора Эмильевича встретить вместе.
Вечером, одевшись в вечернее платье, очень светлое, почти бальное, а Викт[ор] Эм[ильевич] был во фраке, мы отправились в «Метрополь». Встреча 1912 года была очень весёлой. Собралась большая компания знакомых. Из Метрополя поехали в Стрельну. Веселились до 4 утра.
На другой день я участвовала в спектакле и рассказала о предложении Анны Павловой Ал.Ив.Шелепиной и очень милой паре, Н.М.Ларионову и Вишняковой. Все с восторгом приняли предложение и дали своё согласие. Через 2 дня все мы подписали контракты. Шепелева и Девильер должны были выехать раньше, а я, с Вишняковой и Ларионовым, - позже на 2 недели. Получив отпуск и заграничные паспорта, мы выехали из Москвы.
Другие фрагменты мемуаров:
Мемуары балерины М.Н.Горшковой. Начало
Воспоминания Марии Горшковой об Анне Павловой
"Моё пребывание в Петербургской труппе с 1905 года"
О Петербургском театральном училище
"Лебедь" Анны Павловой. Подробности постановки