Автомобильные двигатели в последнее время все чаще оснащаются системами турбонаддува. Обычных атмосферных двигателей на автомобильном рынке остается все меньше и меньше. Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Какой двигатель выбрать? В рамках данной статьи рассмотрим три главных параметра двигателя которые волнуют любого автомобилиста.
1. Мощность. Если речь идет о двигателях равной мощности или равного рабочего объема, то однозначно турбомотор интереснее. Более эффективное наполнение цилиндров за счет турбокомпрессора обеспечивает и больший крутящий момент. Малообъемные атмосферные моторы (до 2.0 л) имеют ощутимое падение мощности даже при незначительном понижении атмосферного давления. Турбомоторы с наддувом низкого давления (0.5 бар избытка) практически лишены данного недостатка. Атмосферные моторы за счет меньшего крутящего момента более чувствительны к нагрузке. Например, при движении в горку или при движении с пассажирами в салоне или с прицепом водитель автомобиля с атмосферным мотором падение динамики разгона ощущает сильнее. По данному параметру однозначная победа турбомотора.
2. Надежность. Турбомотор по данному показателю однозначно уступает простому атмосферному. Большее количество узлов и компонентов связанных с управлением наддувом означает и большую вероятность их отказа. Дополнительные датчики, регулятор давления, байпасс, сам турбокомпрессор, интеркулер. Так же не следует забывать, что турбокомпрессор имеет сильное тепловое излучение что опять-таки негативно сказывается на температурном режиме в подкапотном пространстве. Особенно при долгом стоянии в пробках. Однозначная победа атмосферника по надежности.
3. Ресурс. Если отбросить аспект более сложного обслуживания турбомотора, то по этому показателю турбомотор, как ни странно, выигрывает у атмосферного. Тут небольшая оговорка. Мы говорим не о спортивных двигателях, а о гражданских моторах с давлением наддува до 0,8 бар. Турбомоторы достигают своих мощностных показателей на меньших оборотах. Скорость поршня ниже, соответственно и износ происходит медленнее чем у атмосферника при аналогичных нагрузках. Плюс небольшое избыточное давление и лучшее наполнение в большей мере обеспечивает компенсацию растягивающей нагрузки на шатун в верхней мертвой точке хода поршня. Конечно, в турбомоторе выше тепловые нагрузки, но напомню, что мы говорим о полностью обслуженном моторе. Поэтому небольшое преимущество по ресурсу на стороне турбомотора
J В данном пункте стоит учесть обслуживание и расход топлива. По расходу топлива однозначно турбомотор проиграет в любом режиме движения. При движении в городском ритме современные турбомоторы с ранним спулом турбины однозначно все время находятся в режиме наддува избыточного давления, и требуют большего количества топлива. При стационарном режиме движения разница не столь велика, но из-за более низкой степени сжатия расход топлива тоже будет чуть выше. Турбомоторы требуют больший объем масла при замене и масло более дорого типа. В основном масла на синтетической основе. Поскольку деградация масла в турбомоторе выше при грамотной эксплуатации он потребует более частой замены масла. Поэтому по стоимости содержания атмосферный мотор однозначно предпочтительнее.
Подведем итог. Турбомотор дарит больше мощности. Имеет большой потенциал для ее увеличения и при грамотном к себе отношении не уступает по ресурсу атмосферному. Однако дается все это гораздо большими затратами со стороны владельца и изначально меньшей надежностью. Атмосферный мотор более простой и неприхотливый в повседневном использовании. Гораздо бережливее к кошельку своего владельца. Почему же тогда все автопроизводители переходят на турбо? Ответим обязательно в следующих выпусках. Подпишитесь, чтобы их не пропустить.