Мария Василенко:
Мне посчастливилось побывать на одном из концертов Виктора Цоя в киевском Дворце спорта. Раньше этот дворец в народе называли "конюшня". У нас тогда была большая компания девчонок и ребят, и мы всем "стадом" бегали туда почти на все выступления известных певцов и групп, начиная от "Машины времени" и даже Шуфутинского, Токарева и заканчивая "Фристайлом", "Миражом" и конечно же "Ласковым маем". Мы так часто туда ходили, что я сейчас не вспомню в каком году кто выступал. Это конец 80-х, начало 90-х.
Билеты тогда стоили недорого и были более- менее доступны. Когда выступала "импортная" группа "Париж-Франция-транзит" (Спейс) то они были уже дороже, но мы на него тоже ходили. У них на разогреве были "На-На". Публика в зале собралась боле менее солидная и взрослая. Нанайцы пели, и всё время в партере и первых рядах ближних к сцене секторов залезали на подлокотники зрительских сидений, тем самым (как им казалось) заводили зал. Люди возмущались, но терпели.
Тогда было принято перед выступлением выпускать так называемый "разогрев" . Это были начинающие и малоизвестные исполнители. Хотя "На-На" уже тогда все знали.
На каждом концерте зрительская аудитория была разная. Помню, были мы на "Ласковом мае". Там преобладала женская аудитория. Пел Шатунов, и девчонки, и женщины несли ему беспрерывно цветы. Он их складывал перед стойкой микрофона, и концу концерта это была гора по пояс точно. "Мираж" не оставил никого сидеть на местах. В партере, за сидениями была половина зала импровизированна как танцплощадка, и все кругом танцевали. Группа "КИНО" мне тогда была такая- же как и все остальные. Мы были очень юны и не понимали всех "фишек" подобных исполнителей. Помню, даже передразнивали Цоя за его манеру пения. Выпячивали нижнюю губу и обезьянничали. Наши более взрослые ребята тащились от него и я пошла с ними за компанию на первый в своей жизни рок концерт.
Публика была совсем другая и разношёрстная, от подростков до вполне взрослых дядечек и тёть. Не было так много цветов и "снимания трусов и лифчиков" как на остальных "молодёжных" концертах. Можно было стоять возле самой сцены и при этом никакой тебе давки. Было очень много милиции, так как там среди зрителей присутствовали неформалы, которые враждовали между собой. Не помню кто был на разогреве, но зрители всё время с разных точек огромного Дворца выкрикивали "КИНО! КИНО! КИНО!" или "Витя, давай!" и даже освистывали разогрев.
И вот, наконец, ведущий воскликнул: "Встречайте ! Группа «КИНО» и Виктор Цой !!!"
Вышла группа, Цой всех коротко поприветствовал, передал привет из Ленинграда и начал концерт.
Что здесь началось ! Просто безумие какое-то. Все вскочили, со свистом и с восторженными криками подхватили их первую песню. Весь концерт люди подпевали им хором. Зал был в полумраке, и можно было увидеть огромное количество огоньков от зажигалок в руках. Цветы Цою несли очень много. Я всё больше и больше вслушивалась и вглядывалась в то, что звучало и происходило. Видеокамер раньше почти небыло. Наши ребята даже притащили магнитофон и записывали происходящее через микрофон, надеясь что у них это получится. Потом, правда, его отключили, потому что что-либо записать не было возможно. Все кругом подпевали Цою, свистели и кричали от восторга.
Заключительную свою песню "Пачка сигарет" они спели но люди их вытащили на бис. Зрители не отпускали. Цой спел "Звезда по имени Солнце", поблагодарил всех и под бурные аплодисменты и восторженные крики группа покинула сцену.
Я тогда долго была под впечатлением от песен и самого концерта. Все киношники в чёрном, и Цой со своей белой гитарой просто перевернули всё моё сознание. С тех пор я влюбилась в его песни и стала фанаткой его творчества. Помню когда он погиб, я сильно ревела. На меня тогда напала депрессия, и был просто шок. Эххх ! Знать бы тогда что это был первый и последний его концерт который я видела своими глазами!