Найти тему
Legal Academy

Сказка о недобросовестных контрагентах

По материалам информационного юридического портала "Сфера"
По материалам информационного юридического портала "Сфера"

От предпринимателя, который только начинает вести свой бизнес или которому до сих пор сказочно везло с контрагентами, можно ожидать оптимизма и даже некоторой беспечности – но материальные искушения или вера в своего юриста могут подвести под удар и опытных бизнесменов. Все мы по-разному делаем свою работу, кто-то не копает глубоко из природной лени, кто-то по незнанию – а потом ошибки юриста выливаются его клиентам в звонкую копеечку.

На юридическом советнике лежит ответственность за проверку контрагентов клиента, либо контрагентов его контрагентов, если клиент уже оказался в нехорошей ситуации. Зная алгоритмы и «тонкие места», даже начинающий юрисконсульт может сделать это без труда и седьмого пота.

В моей личной практике двумя самыми распространенными причинами, по которым мне приходится проверять контрагентов своих доверителей, являются заключение сделок с новыми контрагентами и оспаривание сделок недобросовестных контрагентов. Вторая ситуация при этом является закономерным, но от того не менее печальным результатом несделанной «домашней работы» в ситуации первой и требует применения более творческих методов дифференцированного правового анализа.

Приведу три недавних и самых показательных, на мой взгляд, примера из своей практики.

Ипотека на 300 лет

Один из моих постоянных клиентов, пав жертвой более выгодного коммерческого предложения на его товар, не проявил должную степень осмотрительности и подписал договор на условиях оплаты после поставки товара. Он даже не прочитал внимательно условия договора поставки, который, разумеется, подготовили юристы контрагента. Неустойка, предусмотренная этим договором, была настолько ничтожно мала, что контрагенту было выгодно кредитоваться за счет моего клиента. Как я назвала потом эту ситуацию – ипотека на 300 лет.

После того, как контрагент перестал платить за товар (а произошло это стремительно) и образовалась задолженность на сумму около 9 миллионов рублей, клиент обратился ко мне с двумя извечными русскими вопросами «что делать» и «кто виноват». На второй вопрос, как вы понимаете, я не стала отвечать из соображений адвокатской этики и общечеловеческой гуманности, посчитав его риторическим.

Свою работу для решения вопроса «что делать» я начала с проверки недобросовестного контрагента (с чего вообще-то должен был начать сам клиент). Примерно после двух часов сбора информации я выяснила, что для данного контрагента этот стиль «общения» является чуть ли не нормой: он попросту привык кредитоваться за чужой счет. Узнала, что наш контрагент вывел все основные средства на свое аффилированное лицо за пределами срока исковой давности, что не позволит повернуть сделки для обращения на них взыскания. Что сразу же после отчуждения недвижимого имущества наш контрагент взял свое бывшее имущество в аренду у своего же участника, чем создал искусственный долг на сумму более 65 миллионов рублей (также за пределами срока исковой давности), а после вел «нормальную» хозяйственную деятельность, которая не позволит нам выявить «причинно-следственную связь» с его нынешней неплатежеспособностью. Что сумма долга перед другими кредиторами по незакрытым исполнительным производствам составляет более 15 миллионов рублей, а исковая нагрузка составляет более 20 миллионов рублей (при уставном капитале 10 000 рублей и отсутствии основных средств). Что аффилированное лицо нашего должника, являющееся участником с долей в уставном капитале 49%, также имеет признаки неплатежеспособности.

И во главе всей этой «чудо-пирамиды» стоит «кукловод», привлечь которого к субсидиарной ответственности будет практически невозможно. Как вы понимаете, банкротить такого себе дороже. Так что нам пришлось наступить на горло своей гордости и встать в ровную очередь других потерпевших на условиях выплаты в рассрочку «по 5 рублей на 300 лет», чтобы вернуть хотя бы основной долг.

Любой понимает, что всего этого можно было бы избежать, если бы информация была известна моему клиенту перед подписанием договора. А всего-то и надо было, что изменить условия оплаты на полную предоплату. И тут возможны два варианта: недобросовестный контрагент, взмахнув черным крылом, растворяется в воздухе… второй вариант наименее реалистичен, поэтому я даже не буду его озвучивать.

Бывшая жена – товарищ надежный

Во втором случае другой мой клиент, как ему казалось, проявил должную степень осмотрительности, но подписал договор купли-продажи товара с рассрочкой платежа без предоставления ему адекватного обеспечения на случай ненадлежащего исполнения обязательств (причем договор он составлял самостоятельно, исключительно из любви к жанру, а не по причине отсутствия средств на хороших юристов, что я бы уже не назвала должной степенью осмотрительности). Договор был на сумму более 18 миллионов рублей и с рассрочкой на 4 года. В тексте договора оказалось много технических ошибок и неоднозначных положений.

Надо понимать, что контрагент быстро устал исполнять свои обязательства по внесению ежемесячных платежей и оперативно переоформил все свои коммерческие объекты недвижимости на какую-то индивидуальную предпринимательницу, что выяснилось уже в рамках рассмотрения дела по иску моего клиента о взыскании задолженности по договору.

После того, как товар в магазине контрагента был описан приставом, ИП «вышла из сумрака» и заявила в суд самостоятельное исковое требование об освобождении от ареста имущества, мотивируя свой иск тем, что «хозяйка медной горы» она, что весь товар в магазине тоже ее, а бывшего контрагента она знать не знает, как добросовестный приобретатель крайне возмущена нашим незаконным поведением, и вообще, настоятельно просит всех покинуть сцену.

В последнем случае нам сказочно повезло, потому как то ли ИП оказалась неискушенной в этих вопросах, то ли адвокат, который их консультировал, где-то в ГПК РФ нашел норму права, в соответствии с которой «в нашем клубе джентльменам принято верить на слово»… История об этом умалчивает.

После изучения копий товарных накладных, на которых «добросовестная» предпринимательница основывала свои исковые требования, первое, что я выяснила – на момент продажи ей объектов недвижимости проживала она по одному адресу с нашим контрагентом (как потом выяснилось, она была его бывшей женой). И вот с этого места я сразу же засела за проверку уже ее контрагентов по этим самым товарным накладным.

Примерно через час я знала, что фирма, у которой она купила все арестованные нами товары, не действует уже с 2013 года. Что виды деятельности у добросовестной предпринимательницы не подходят к той деятельности, которую она должна вести, если бы действительно купила магазин. Что виды деятельности ИП, у которого она купила товар на 4 миллиона рублей, также не соответствуют той товарной накладной, которая была подана в суд вместе с иском.

Пустив скупую адвокатскую слезу от умиления, я села составлять встречный иск о признании мнимых сделок ничтожными.

Вывод: всегда требуйте у потенциальных контрагентов копии уставных документов, копию решения (выписки из протокола собрания и т.п.) и приказа о назначении директора, копии страниц паспорта директора (паспортные данные и прописка).

Продолжение читайте в материале "Сказка о русском «авось» и трех недобросовестных контрагентах с неожиданным советом в конце".