Технологии строительства стремительно развиваются и сейчас уже многие осознают, что можно строить не только из традиционного кирпича или различного вида блоков.
Кто осознает?
"Многие" - это и представители строительной индустрии и конечные потребители:
- государственные органы как заказчики в проектах гражданского и жилищного строительства, финансируемых из бюджетов различных уровней;
- предприниматели, инвестирующие в проекты возведения разнообразных объектов недвижимости (как "для себя", так и "на продажу");
- частные домовладельцы.
Что осознают?
Что касается технологий строительства, то я не буду пытаться объять необъятное, а буду говорить, конечно же, о каркасных зданиях. Точнее, о строениях на металлическом каркасе.
Поскольку "специализация" моего канала - это ЛСТК, то речь в основном будет о легких металлических конструкциях на каркасе из оцинкованного металлопроката.
Какова общая картина?
ЛСТК пришли к нам с Запада еще в начале века, но широкое развитие получили только в 10-х годах текущего столетия. Хотя как "широкое"? Сейчас мы плавно переместились в 20-е, а проблемы как были, так и остались всё те же:
- несовершенство нормативной базы;
- мошенничество на рынке стальных конструкций как следствие его недостаточной урегулированности;
- непрофессионализм проектировщиков и строителей;
- менталитет потребителя, который мало что знает о металлокаркасе. А если и знает, то всё равно ему привычнее кирпич и бетон.
Немного цифр.
По данным Ассоциации развития стального строительства (АРСС), которые публикует "Строительная газета", доля зданий на металлокаркасе на рынке строительства новых объектов недвижимости может быть представлена следующим образом:
Это и каркас из черного металла (двутавр, швеллер, профильная труба и т.д.) и каркас ЛСТК.
Если проанализировать нормативную базу строительства, посмотреть предложения и портфолио ключевых участников рынка и учесть, что говорят эксперты о современном состоянии и перспективах строительства зданий на металлическом каркасе, то можно сделать выводы, что:
- в Великобритании, США, Канаде доля ЛСТК может составлять до половины объема рынка строительства зданий на металлокаркасе;
- в России, в силу несовершенства нормативной базы и доминирующего менталитета (т.е. отношения к сооружениям на металлическом каркасе, причем как среди потребителей, так и среди строителей) доля ЛСТК вряд ли составляет больше 5-10% рынка стального строительства.
Так что же и как будем строить?
Если говорить о зданиях на металлокаркасе вообще и ЛСТК - в частности, то ситуация не представляется очень обнадеживающей. Но, по моим данным, в нашем регионе (Белгородская область) доверие к этим "новым" технологиям повышается.
Это касается преимущественно промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого строительства. Первые робкие шаги стальное строительство делает и в жилищной сфере.
Кроме того, АРСС проводит большую работу по развитию нормативной базы строительства на каркасе ЛСТК. Недавно был, по-моему, настоящий прорыв.
Приказом Росстандарта 19.12.19 утвержден и вступит в действие 1 мая 2020 года ГОСТ Р 58774-2019 «Стены наружные каркасно-обшивные самонесущие и ненесущие с каркасом из стальных холодногнутых оцинкованных профилей. Общие технические условия».
Каркасно-обшивные стены (КОС) - это выглядит примерно так:
Прорывом в плане развития строительства на каркасе ЛСТК это представляется мне по двум причинам.
Во-первых, государственная машина, которая долго выглядела (пошутим) полностью железобетонной, начинает постепенно воспринимать сигналы рынка и формирует, пусть медленно, нормативную базу стального строительства.
Во-вторых, это прямо касается КОС. По мнению экспертов, потенциальный объем потребности в ненесущих ограждающих конструкциях составляет миллионы тонн металлопроката. Если КОС с каркасом ЛСТК нормально "зайдет" на рынок - это будет настоящий бум.
Поэтому строить на каркасе ЛСТК в новом году обязательно будем, хотя пока всё еще привычные склады и коровники. Но учить проектировщиков и монтажников по проектам в сфере жилищного и гражданского строительства нужно уже сегодня.