Такой вопрос задают нам очень многие иностранцы в интернете и вживую. Он будет одним из первых, как раз после того, как у вас поинтересуются про водку и суровые морозы. Но сами русские знают, что мы как раз не такие. Пусть наши соотечественники и считаются в странах Запада самыми крутыми, в России расклад немного другой. Тут наиболее серьезными ребятами считаются кавказцы, а среди кавказцев – чеченцы.
Это лишь подтверждает – все жизни относительно. И тем не менее, почему европейцы и американцы считают, что русские одержимы силой? Почему нас называют самыми страшными из белых?
Начнем по порядку.
Я совсем не вижу американцев, которые были бы одержимы слабостью. В США не было ни одной избирательной кампании которая шла бы под лозунгом: «Джон Смит – самый слабый кандидат в президенты за всю историю! Он полная овца! Совершенно бессилен. Абсолютное ничтожество. Смита в президенты! Ура!!!»
За океаном таких идей нет даже близко. Наоборот, американцы хотят для себя сильного президента. Тот же Дональд Трамп победил с кличем: «Сделаем Америку снова великой!»
Зато те же самые американцы хотят слабого президента для России. Они чувствуют, что США выиграют от этого, и считают самих себя хорошими парнями. Поэтому в своей наивности полагают, что все хорошие парни во всем мире хотят слабого российского президента, за исключением этих надоедливых отсталых русских.
Вот вам цитата из американской Национальной стратеги за 2018-й год: «Укрепляя традиционные инструменты американской дипломатии, министерство обороны предоставляет военные возможности для обеспечения того, чтобы президент и наши дипломаты вели переговоры с позиции силы. Мы расширяем конкурентное пространство, продолжаем предлагать конкурентам и противникам протянутую руку, открытую для сотрудничества, но с позиции силы и исходя из наших национальных интересов.»
Вот как-то так. Но теперь, наконец, о России.
На вопрос, почему отдельные россияне стремятся быть (или казаться) сильными, ответ будет очень простой: мы – кучка анархистов. Мы не ищем защиты у государства и стараемся решать все проблемы самостоятельно или с помощь небольшой группы друзей. А для этого нужно обладать собственной силой, а не делегировать ее кому-то, как это делают люди на Западе.
Наше общество не основано на законах, а потому внешнее проявление силы является обязательным условием соблюдение наших прав. Например, на Кавказе, особенно в той же Чечне, все еще меньше основано на правилах, отчего местные мужчины сознательно стараются выглядеть очень сурово. Несмотря на то, что в кругу близких мы все – плюшевые мишки. Но на показ ты должен быть крайне мужественным, это обязательно.
Чем более спокойным становится наше общество, тем ближе оно подходит к стандартам поведения в таких устоявшихся государствах, к каким относятся страны Европы и США. Как это сформулировал китайский военный писатель Сунь-Цзы, чем более могущественными становятся люди, тем меньше они проецируют свою силу во внешний мир: «Кажись слабым, когда ты силен, и сильным, когда ты слаб».
Это один из русских православных епископов, который исполняет христианскую традицию омывать ноги случайным незнакомцам и демонстрирует этим свое благочестивое смирение. Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем это не будет вызывать недоумения. А сейчас русская национальная идея власти негодует при виде популистских проявлений смирения, принижающих авторитет наших высших должностных лиц.