Найти тему

Как позитивные взаимоотношения ученика и учителя создают более устойчивую учебную атмосферу

В своем выступлении TED «Каждому ребенку нужен чемпион» педагог Рита Пирсон рассказала, как однажды она услышала от коллеги: «Они не платят мне за то, что я люблю детей». Ее ответ: «Дети не учатся у людей, которые им не нравятся». Когда большинство из нас вспоминают свое школьное время, наши истории, как правило, затрагивают преподавателей, с которыми у нас были настоящие, теплые и длительные связи. Наши любимые учителя были в состоянии изменить наши взгляды на учебу, делали уроки веселыми и вдохновляли нас выходить за рамки того, что мы можем сделать.

Как это происходит? С помощью позитивных взаимоотношений между учеником и учителем, которые действительно являются так называемыми вратами к успешному обучению.

3 важных компонента, а также безопасность

  • Отношения

  • Ответственность

  • Регулирование

Успех учащихся зависит от того, насколько преподаватели могут внедрить эти три компонента в свою повседневную работу. Когда педагоги работают над безопасными и доверительными отношениями со своими студентами, ученики становятся более открытыми для обучения. Отношения являются ключом к их мотивации. Когда студенты становятся открытыми для обучения, может возникнуть культура ответственности и саморегуляции.

Идея расставить приоритеты касательно безопасности вовсе не нова. Для тех из нас, кто занимается образованием, это понятие не должно вызывать удивления. Более 70 лет назад Авраам Маслоу представил свою иерархию потребностей, которая объяснила, что помимо основных физиологических потребностей, которые мы имеем в качестве человеческих существ, безопасность является важнейшим внешним фактором, влияющим на наше счастье, успех и само выживание.

Отношения и управление поведением

Когда ученик имеет тесную связь со своим учителем, в его обучении все идет по плану. Если у учителя хорошие отношения со студентами, то они с большей готовностью принимают правила и дисциплинарные меры, которые следуют за нарушениями этих правил». Без основ хороших отношений студенты обычно сопротивляются правилам и процедурам наряду с последующими дисциплинарными мерами.

Кто хочет разочаровать учителя, которого ученик искренне любит? Позитивное взаимодействие между учителем и учеником может остановить цикл неправильного поведения, изменить динамику обучения и улучшить успеваемость учащегося.

Справедливость в отношениях учителя и ученика

Некоторых учеников узнать очень сложно. Но справедливость в отношениях имеет решающее значение. Ученики замечают дифференцированное отношение и знают, кого учитель любит, что ему нравится и не нравится. Это не значит, что учителя не должны различать учебный план и инструкции; им следует это делать. Но отношения между учителями и учениками не являются одной из областей, которые необходимо учитывать для дифференциации. Каждому ученику нужен реальный шанс наладить здоровые отношения со своим учителем.

Все без исключения студенты заслуживают шанс на формирование здоровых, академических отношений со своим педагогом. Более того, эти позитивные отношения, скорее всего, приведут к устойчивости и более успешным результатам обучения.

Мониторинг непреднамеренного поведения

Именно от вас, дорогие учителя, зависит развитие продуктивных отношения даже с самыми трудными учениками. Вы не выбираете кого-то, кто может стать вашим другом; вы обучаете людей. Соответственно, вы прилагаете все усилия, чтобы развить равноправные отношения со всеми учащимися. Мы советуем преднамеренно отслеживать модели поведения, которые “отправляют учащимся сообщения”, которые им не по душе. Это включает в себя обратную связь вашим студентам (в том числе устные ответы, а также невербальную коммуникацию, язык тела). Даже ваше выражение лица может сигнализировать, как вы относитесь к тому или иному студенту.

Убедитесь, что ваши устные отзывы и письменные комментарии одинаковы, то есть доносят одну и ту же точку зрения. Убедитесь, что вы не избегаете коммуникации с каким-то учеником в то время, когда свободно и охотно общаетесь с другим. 


Наконец, личное отношение включает в себя вежливость, чуткость, теплоту и близость. Учащиеся выбирают учителя, который дистанцируется или избегает взаимодействия. Приложите все усилия даже, когда это может показаться бесполезным. Вы не можете знать, какой именно момент (даже самый маленький и никчемный) может повлиять на вашего студента и остаться с ним навсегда. Помните, что каждое взаимодействие имеет потенциал для улучшения отношений со студентами и культуры вашего класса в целом.

Желаем вам удачи и только удачи!

Элина Стерина