Ещё одна печь 19-го века из музея дворца Меньшикова.
Несмотря на свой небольшой размер, эта печь заставляет себя внимательно рассматривать.
Множество великолепных тонких деталей завораживают взгляд.
Печь не назовёшь скромной.
Здесь собраны все богатые решения дизайна печей того времени.
Особенно меня восхитили отлитые львиные головы.
Обратите внимание насколько чётко и тонко выполнен этот элемент.
Не сразу поверишь что это чугун.
Несмотря на небольшой размер элемента зверь изображён очень реалистично.
При более близком рассмотрении видно даже выражение львиной морды.
Кстати, мне не показалось что эти львы злые, скорее они смотрят на мир с долей презрения.
Эти головы здесь не просто так, но об этом немного позже.
Эмаль.
Цвет эмали этой печи тёплый зелёный с небольшим коричневым оттенком.
На орнаментах и выпуклых рисунках цвет высветлен, это придаёт всему изделию более лёгкий и более живописный вид.
Эмаль сохранилась на 100%.
Никаких сколов или потёртостей, печь выглядит абсолютно новой.
А ведь этой печи уже более 100 лет.
Это удивляет и поражает.
По долгу службы, бывает я вижу современные эмалированные печи.
И могу сказать абсолютно точно, теперь таких покрытий не делают.
Форма печи.
Вся форма печи напоминает морскую ракушку.
Линии плавные без явных острых углов.
Вообще вся эта печь очень тонкое и гармоничное произведение художника.
Можно сказать: печь - картина.
И эта характеристика не будет преувеличением.
Пластина с надписью "Paris"
Функционального назначения этого элемента я разгадать не смог.
Пластина явно поднимается и несёт не только эстетическую функцию.
К сожалению, в музее не разрешают потрогать, покрутить и пооткрывать шиберы и дверцы печей из экспозиции.
За мной всюду следовала добрая женщина, работница музея и внимательно смотрела чтобы я не нарушал их правила.
Об этом я писал в заметке "Футуристическая 100-летняя печь."
Дверца печи.
Дверца этой печи тоже довольно уникальна для того времени.
Весь фокус в размере.
В 19-м веке было не принято делать печные дверцы большими.
Огнеупорных стёкол ещё не изобрели а слюдяные пластинки используемые в печах для обзора огня были совсем небольших размеров.
Автор этой печи открыл больший обзор огня использовав тонкие, изящные переплетения чугунных перемычек в дверце образовывающих небольшие рамки для пластин.
Если не знать про много маленьких слюдяных пластинок, кажется что это целое стекло в красивой раме.
Печь переносная.
Перед печью мы видим небольшую площадку служащую вместо подтопочного листа.
Вся печь вместе с этой площадкой стоит на ножках которые не видны из за этого кажется что печь, как бы, взлетела над полом.
Как и многие "буржуйки" того времени эта печь считалась переносной.
Львиные головы служат ручками для переноски печи.
Зачем её куда то носить?
Подозреваю, что печь несли в помещение куда переходили люди.
Возможно предполагалась одна печь на весь дом, которую постоянно таскали. Но это только моё предположение.
А какие у вас есть мысли по этому поводу?
Напишите своё обоснование для переносных печей в комментарии.
Может быть удастся всем вместе разобраться в этом вопросе.
_________________________________________________________________________________________
Далее я постараюсь рассказать и описать и другие печи из этого музея.
Подписывайтесь, будет интересно.
Но если вы живёте в Санкт Петербурге лучше сходите в музей сами и посмотрите на эти удивительные старые печи, многие из которых сделаны в 19-м веке, своими глазами.