Маловероятно, что завтра над твоим городом мерно и величаво проплывет дирижабль. Эти небесные киты, кажется, остались в далеком черно-белом прошлом, стали строчкой на страницах учебников истории и обложкой первого альбома Led Zeppelin.
Сегодня их используют для экскурсий, рекламы, аэрофотосъемок и наблюдения за безопасностью, хотя в первой половине XX в. они выполняли куда более важные гражданские и военные функции. Но "золотой век" дирижаблей прошел, и воздушные гиганты уступили небо самолетам. Почему же так вышло?
С момента появления в 1910 г. у дирижаблей известной немецкой компании "Цеппелин" двигателя внутреннего сгорания, в ряде европейских стран эти летательные аппараты стали использовать для перевозки пассажиров, доставки почты. С 1909 по 1914 гг. они совершили 15 тыс. полетов и перевезли 35 тыс. человек без единой аварии.
Во время Первой мировой войны дирижабли состояли на вооружении многих стран, в том числе и России. Хотя эти тучные неповоротливые корабли становились легкой мишенью для аэропланов противника, уникальные летные возможности (большая грузоподъемность, способность долго зависать на низкой высоте и т.д.) позволяли дирижаблям выполнять задачи, непосильные другим техническим средствам: рушить на врага тонны бомб, выслеживать чужие подводные лодки и т.д.
Они могли совершать долгие безостановочные перелеты, используя попутные ветры и расходуя при этом мало топлива. Поэтому после войны и до конца 30-х г.г. дирижабли оставались единственным оптимальным воздушным транспортом для дальних путешествий. Публика 20-30-х гг. очень любила тихие путешествия на воздушных кораблях, ведь по комфортабельности дирижабли намного превосходили самолеты.
На протяжении двух десятилетий одно поколение кораблей сменяло другое, причем их размеры последовательно увеличивались. Кульминацией можно считать создание немецкого 245-метрового гиганта "Гинденбург", который мог брать на борт до 120 человек. Неудивительно, что он сумел совершить несколько трансатлантических перелетов. Однако лучшие времена подобных летательных аппаратов закончились, когда этот флагман флота дирижаблей потерпел катастрофу в 1937 г.
Наполненный, как и большинство дирижаблей, взрывоопасным водородом, "Гинденбург" взорвался и полностью сгорел на глазах у зрителей. При этом 61 человек был ранен, а 36 погибли.
Крушение "Гинденбурга" фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях. Правительства разных стран одно за другим запретили пассажирские перевозки на воздушных судах.
Непрекращавшаяся череда аварий и катастроф серьезно подорвала веру в надёжность и целесообразность использования дирижаблей. Помимо "Гинденбурга" в катастрофах, унёсших немало человеческих жизней, погибли американские жесткие дирижабли "Шенандоа" (14 погибших из 43 находившихся на борту), "Акрон" (73 из 76) и "Мейкон" (2 из 83), британские "R.38" (44 из 49) и "R.101" (48 из 54), французский "Диксмюнде" (50 из 50), советский "СССР-В6" (13 из 19).
Но не только испорченная репутация и склонность к несчастным случаям определили закат эпохи воздухоплавания. Главную роль здесь сыграло развитие авиации. Во второй половине 30-х г.г. её прогресс достиг такого уровня, что она начала решать те задачи, которые еще недавно были под силу только дирижаблям.
Самолеты сравнялись с дирижаблями по дальности и грузоподъемности. При этом они были не такими громоздкими и лучше управляемы, меньше зависели от погодных условий, особенно сильного ветра, при котором дирижабли метались по небу как воздушные змеи. Да и стоили самолёты гораздо дешевле.
Дирижабли постепенно уходили в прошлое. Гражданские полеты прекратились, да и во Второй мировой их уже использовали редко. Попытки возродить дирижаблестроение напоминали скорее попытки "войти дважды в одну и ту же реку". Но до сих пор высказываются утверждения, что у дирижаблей есть огромный потенциал и шанс на полноценное возвращение в третьем тысячелетии.
Понравилась статья? Буду благодарен каждому лайку!