На канале Проекция мы продолжаем серию публикаций в формате"Точка входа«. Каждую неделю мы выбираем один аспект в современной фотографии и создаем цикл текстов в соответствии с этой темой. Так мы надеемся сделать мир современного визуального искусства немного ближе к зрителю, а зрителя немного терпимее к совершенно разным практикам современного визуального искусства.
Все предыдущие выпуски «Точки входа» вы найдете не нашем канале, а на этой неделе речь пойдет о взаимодействии фотографии и «объекта».
Вопрос о фотографии как объекте — это важно, хотя бы потому, что еще лет 30 назад его практически не существовало
Или по крайней мере, он не был проблематичен из-за того, что, казалось, был очевиден: фотография в доцифровую эпоху существовала преимущественно как кусок фотобумаги с нанесенным на него посредством химических реакций изображением. Такую фотографию можно было потрогать, порвать, вставить в физически существовавший альбом или поместить в архив.
С приходом цифровых технологий, ситуация резко изменилась: фотографии превратились в двоичный код. Для того, чтобы изображение теперь считалась «существующим» совсем не обязательно его печатать, все фотоархивы и фотоальбомы, в основном, стали папками внутри памяти компьютера.
С одной стороны, такой формат работы с изображением быстрее и удобнее, но привыкнув к цифровой фотографии мы перестаем замечать, как меняется и наше отношение к ней как феномену.
Как ни странно, последняя проблема появляется в поле современного искусства средствами художественной фотографии. Многие фотографы теперь выбирают работу с фотографией именно как с объектом: это и манипуляции с архивами, работа на стыке со скульптурой, когда само изображение мимикрирует форму того, что изображает, это создание инсталляций с помощью фотографий и эксперименты с физическим носителем (когда, например, изображение "печатается" не на фотобумаге, а на других поверхностях, например, на человеческой коже). При этом, все эти методы объединяет одно: попытка их авторов ввести изображение в физическое измерение.
Что происходит с фотографией, когда она рассматривается как объект, а не как медиум, который транслирует какое-то изображение?
Мы начинаем взаимодействовать не только с изображением, но и с его физической формой. В каком-то смысле, это художественный шаг к преодолению той дистанции, которую породил процесс переноса изображения в пространство виртуального.
Но продуктивен ли такой шаг? Зачем в принципе художникам разрушать двумерные границы фотографии? Остается ли фотография частью визуального искусства, или она приобретает какой-то иной статус? На эти вопросы мы и будем отвечать всю эту неделю в рамках новой «Точки входа».
Команда Проекции
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.