Февраль и март в нашей стране проходят в значительной мере под знаком двух праздников, рождённых советской властью, сохранившихся и укоренившихся с тех времён, и отмеченных каким-то особенным отношением людей к этим датам: 23 февраля («День Защитника Отечества») и 8 марта («Международный женский день»).
Особенность заключается в том, что 23 февраля все женщины страны поздравляют с праздником всех мужчин, а 8 марта все мужчины в едином порыве поздравляют с праздником всех женщин. Соблюдается таким образом равноправие обоих полов и демонстрируются взаимные симпатии и уважение друг к другу…
А что празднуем и с чем поздравляем? Об этом не хочется думать: праздник на то и праздник, чтобы праздновать, отдыхать и веселиться, а не «думать». Умозаключение понятное. А теперь всё-таки подумаем и вспомним, откуда вдруг и почему 23 февраля стало праздником.
Этот день получил своё наименование и стал всенародным праздником уже в современной РФ. В СССР праздник назывался сначала «День Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а после переименования Красной Армии в Советскую - «День Советской Армии и Военно-Морского Флота», и выходным (нерабочим) днём не был. Поэтому интересно проследить историю возникновения такой праздничной даты на примере жизни поколения, чьё детство пришлось на сороковые годы прошлого века, отрочество и юность – на пятидесятые и т. д.
Хорошо помню, как в школьные годы я стеснялся этого дня. Стеснялся потому, что нас – мальчишек, где-то с середины 50-х годов стали 23 февраля поздравлять с праздником. С каким? С Днём Советской Армии. Чувство некоторого стеснения (даже стыда) возникало по той очевидной причине, что в голове появлялся естественный вопрос: за что? С чем нас поздравляют? Мы ведь – пацаны ещё, не то, что пороху не нюхали, но даже военную форму не носили, присягу не принимали, оружие в руках не держали… за что же нас? Потом даже нам – детям было понятно, что не все из нас смогут служить в армии и выполнять свой конституционный долг по защите Отечества хотя бы потому, что не все одинаково здоровы и пригодны к военной службе. В нашем классе был мальчик без одной руки, и ещё один совсем плохо видел, их даже от уроков физкультуры освобождали; какая уж тут служба? Мне было стыдно перед этими хорошими и в ни чём не повинными мальчишками, когда нас 23 февраля ставили в один строй для поздравления. И было бы ещё стыднее, если бы их в строй не ставили… Были и другие причины не попасть на военную службу. И не то чтобы мучило, но всё-таки имело место сомнение: а зачем такое построение и такое поздравление в обычной школе. Ладно бы – в суворовском или нахимовском училище, но ведь нет – в обычной школе…
Так же интересно, почему традиция таких «школьных» поздравлений появилась именно в 50-е? В суровые сороковые в школах, по крайней мере в тех, в которых я учился (за десять лет учёбы мне довелось сменить пять школ), но предполагаю, что и в других советских школах тоже, день 23 февраля вообще не отмечался, разве что небольшим докладом (или уроком по истории) на тему об армии и её роли в жизни страны. По умолчанию считалось, что это – праздник людей в военной форме, и отмечался он только в воинских коллективах или теми, кто служил и уже отслужил своё в Вооружённых Силах СССР.
К месту будет сказано, что и 8 марта в ШКОЛАХ в первые послевоенные годы не отмечалось. Потом, по мере роста благосостояния советского народа, нас – мальчишек стали приучать поздравлять (и скромно одаривать) в этот день педагогов женского пола, а далее – по мере дальнейшего роста, педагоги и родители учили нас поздравлять девочек – одноклассниц, и вообще – всех девочек, будущих женщин. И, конечно, что-то им дарить.
Но девочки – создания отзывчивые и благодарные, и в их среде был естественным вопрос: а как же в ответ на мальчишеские поздравления и подарки благодарить и одаривать этих мальчишек?. У кого-то (скорее всё-таки у взрослых) родилась замечательная идея: мальчики когда-нибудь будут служить в Советской Армии (тогда от исполнения воинского долга практически никто не уклонялся), следовательно, уместно поздравлять их с Днём Советской Армии, который по благоприятствующему такой логике стечению обстоятельств был в календаре совсем рядом с 8 марта. Ура! Выход найден. И как всегда, по-настоящему блестящая идея приходит не в одну голову и мгновенно распространяется и овладевает умами масс. Наверное, инициатива «снизу» была поддержана соответствующими указаниями «сверху». Иначе в те годы и быть не могло. И вот в школах (не знаю, как в детских садах и яслях) 23 февраля девочки стали подходить и поздравлять мальчиков с этим праздником (тогда, и до конца советской власти, он не был выходным днём). Потом под руководством педагогов это стало происходить организованно, с элементами торжественных ритуалов: собрание, построение и поздравления в актовом зале и прочее. Запомнилось это не только праздничным настроением, но и чувством стыда по причинам, уже упомянутым… Мальчишки с физическими недостатками, исключающими возможность службы в вооружённых силах, были здесь же… Что они испытывали и думали, не знаю, но сам не думать об этом я не мог. И так - до окончания школы.
Потом лично у меня это чувство неловкости рассосалось по той причине, что я стал военным, и в воинских коллективах, в которых довелось служить, как и во всей Советской Армии, 23 февраля отмечалось со всеми положенными в торжественных случаях атрибутами и воинскими ритуалами. Профессиональный праздник – одним словом. Элемент смущения однако всё равно присутствовал. Говорилось, что 23 февраля 1918 года части молодой Красной Армии дали отпор немецким войскам, двигавшимся на Петроград, и даже разгромили их. И всё. Ни цифр, ни фактов, ни героических персонажей не называлось. Почему? Задавать вопросы такого рода в те времена было не только не принято, но и не безопасно для задающих. Что о тебе подумают? Ты что – в чём-то сомневаешься? Так ты, неровен час, вообще идеологически и политически благонадёжен ли? Или диссидент какой?
Большинство мужчин в настоящее время моложе меня, и они не созерцали процесс превращения 23 февраля из Дня Советской Армии – профессионального праздника людей в военной форме, в «мужской день». Они уже выросли с этим «днём» как данностью. Поэтому поздравления получают (и принимают) все мальчики, юноши и мужчины, в том числе и те, кто никогда в армии не служил и не мог в силу обстоятельств своего здоровья служить, и, что ещё хуже – уклонисты, проще говоря, дезертиры, которые всеми правдами и неправдами «косят» от военной службы. Ещё раз повторим: 23 февраля – День СОВЕТСКОЙ Армии, а по установившейся за последние годы традиции в этот день надо поздравлять ВСЕХ мужчин нашей страны, в том числе тех, которые воевали против Советской Армии и её преемницы – Армии России. Поздравляем всех: власовцев, бандеровцев, басмачей (и их потомков), возможно, разного рода предателей, дезертиров… они ведь тоже мужчины. Интересно, получают ли эти поздравления террористы, разумеется, до того, как их разоблачат и арестуют? Думаю, что да: они же до разоблачения не высказывают свои убеждения, своё отношение к защите отечества, а факт принадлежности к мужскому полу даёт окружающим людям основание поздравлять их. Почему нет?
Есть ещё пацифисты. Их, как людей, имеющих какие-то гуманистические убеждения, можно уважать, но поздравлять с днём армии – на грани издевательства над их (возможно ошибочными, но не враждебными) убеждениями.
Поэтому 23 февраля как «день мужчин» вызывает либо двойственное отношение, либо (лично у меня) неприятие. Каждый праздник должен иметь свою причину, свои символы и ритуалы. Именно таким был день Советской Армии. А какие причины, символы и ритуалы у «дня мужчин»? И почему мы в упор не хотим видеть, что в армии всегда имелся некоторый процент женщин, и этот процент в настоящее время неуклонно растёт и будет расти дальше. Наверное, этот день и для женщин-военнослужащих тоже праздник?
И дата в принципе какая-то… неубедительная, чтобы не сказать больше. Попробуйте найти где-нибудь описание побед, одержанных в сражениях, имевших место 23 февраля 1918 года, или воспоминания о них. Мемуары какие-нибудь… Не найдёте. Зато в статье В.И.Ленина «Тяжёлый, но необходимый урок», написанную руководителем молодого советского государства 25 февраля 1918 года – по горячим следам событий, в честь которых мы праздновали и продолжаем праздновать день 23 февраля, мы можем прочитать: «… мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожать всё и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве. Горький, обидный, тяжелый, — необходимый, полезный, благодетельный урок!»
Называет Ленин в своей статье и того, кто командовал войсками Красной Армии под Нарвой и Псковом. Это был бывший матрос Павел Дыбенко, член первого советского правительства.
В феврале 1918 года, во время наступления немецких войск, Дыбенко во главе матросского полка был отправлен под Нарву с задачей остановить врага. Боевым участком командовал генерал-лейтенант Парский, а уполномоченным от партии большевиков был Бонч-Бруевич. Естественно, матрос Дыбенко подчиняться царскому генералу не захотел, пообещав тому, что «братишки сами разберутся с немчурой». Разобрались. Разбитые в пух и прах, матросы в панике, с криком «полундра» бежали от регулярных немецких частей.
Вот с такого эпизода началось рождение Красной Армии, а поражение отряда Дыбенко 23 февраля 1918 г. стало праздником, который отмечается и поныне.
Спустя годы - 23 февраля 1935г. Ворошилов в статье в "Правде" утверждал: «приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
Это писал не какой-то диссидент, «интеллигент паршивый» или недобитый белогвардеец, а верный и до конца своей жизни последовательный сторонник и защитник дела Ленина – Сталина, один из первых советских военачальников удостоенный звания Маршала Советского Союза.
Тем не менее, 23 февраля 1918 года в историю вошло. Именно в этот день ЦИК Совнаркома принял условия Брестского мира.
Это день капитуляции России в Первой мировой войне.
Капитуляции по воле Интернационала, исподтишка всадившего в спину стране кровавый нож революции, и поставившего её на колени.
Трудно отыскать более позорный день в истории России.
Ельцинские соратники в конце ХХ века переименовали эту дату на День Защитника Отечества – это ещё одна, новая издёвка (думаю, что не умышленная, а по простоте душевной) над русским народом и над его победами, действительными, а не мнимыми, одержанными в многочисленных войнах за свободу, независимость и величие своего Отечества, которые на протяжении тысячелетней истории вели защитники России. Просто новая власть так спешила откреститься от всего «советского», что не затрудняла себя анализом своих нововведений.
В принципе профессиональный праздник военных мог быть назначен в любой день года. И не стоило большевикам мутить общенародный праздник на вранье и подлоге.
Ни одно хорошее дело на вранье не стоит.
Давайте попробуем взять за основу день 4 ноября 1613 года, когда русские ратники и ополченцы под руководством Минина и Пожарского разгромили польских оккупантов, защитили Отечество от вероятной погибели, восстановили российскую государственность после тяжкого Смутного времени. День Народного Единства (а в отрядах Минина и Пожарского шли на бой не только русские, но и представители всех народов тогдашней России) обрёл бы тогда новый смысл и новый импульс к всенародному празднованию. Без понимания того, что в этот день было спасено Отечество, и Россия отошла от падения в пропасть небытия, праздник 4 ноября отмечается как-то вяло, что ли. Вот это действительно был бы праздник! Назвать его можно, допустим, «Днём защиты Отечества и народного единства». Длинновато… но, если дойдёт до этого, то современные историки и политологи могут и ещё как-то назвать этот воистину исторически важный для России день, который сейчас, повторюсь, отмечается как-то неубедительно.
Если по поводу 4 ноября могут возникнуть сомнения, то для профессиональных военных в качестве праздника в богатой военной истории России можно найти и другую дату. Михаил Юрьевич Лермонтов написал: «…Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» Есть и другие даты, уже из более поздней истории Отечества, достойные того, чтобы стать праздником - дни главных побед нашей Армии в годы Великой Отечественной войны, например, день капитуляции немецко-фашистских войск под Сталинградом.
И «отодвинуть» не мешало бы эту дату в календаре подальше от 8 марта, от довольно-таки странной традиции: сначала «девочки поздравляют мальчиков», а две недели спустя «мальчики поздравляют девочек». Иногда поздравляют просто в порядке взаимности, не задумываясь глубоко о том, что значат для каждого из нас слова «Защитник Отечества».
Юрий Житенев (исключительно на основе личных мыслей и наблюдений за период с 1948 г. по наст. время, с учётом статьи В.И.Ленина)
15 января 2020 г.
PS Лично я поздравляю 23 февраля только тех, кто служил в Советской и Российской Армии и на Флоте, служит сейчас или безальтернативно собирается служить в Вооружённых силах России.