Найти тему
Performance360

ПОЧЕМУ ЗАКРЫВАЮТСЯ СЕРВИСЫ ДОСТАВКИ ЕДЫ?

Сервис доставки еды Golama перестал работать с 15 января. За несколько дней до этого стало известно о закрытии стартапа по доставке продуктов Foodza. О трудностях объединения двух бизнес-моделей, необходимости инвестиций и других факторах, которые влияют на развитие e-grocery стартапов, нам рассказал Замир Шухов, генеральный директор и партнер Global Venture Alliance.

История стартапов

Golama

Сервис доставки продуктов Golama начал работать в Москве с марте 2018 года. В создании проекта участвовал сооснователь группы компаний «Везет» Евгений Львов. Стартап одним из первых в России стал предлагать платную доставку продуктов не из собственных магазинов, а из магазинов торговых сетей Metro, «Ленты», «Азбуки Вкуса» и других.

В 2019 году компания получила 150 млн руб. от неназванного частного инвестора и договорилась об инвестициях на 500 млн руб. от VEB Ventures. Но затем инвестфонд пересмотрел риски и отказался финансировать Golama.

Foodza

Компания Foodza, которая занималась доставкой фермерских продуктов для малого бизнеса, тоже была основана в 2018 году. Ее вместе с партнерами создал совладелец и бывший гендиректор онлайн-магазина KupiVip Владимир Холязников.

В октябре 2018 года Foodza получила $1 млн от Mail.ru Group, американского венчурного фонда FJ Labs, фонда Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна Larix и нескольких частных инвесторов. В последующем финансировании, по словам Холязникова, компании отказали из-за слабых финасовых результатов. У проекта было около 300 бизнес-клиентов и месячная выручка в размере $100 тыс.

Причины неудач

По словам Замира Шухова, генерального директора и партнера GVA, в первую очередь проекты e-grocery должны объединять в себе две разные бизнес-модели. Речь идет о создании и сопровождении IT-платформы и логистическом бизнесе, который доставляет продукт до конечного пользователя. Не всегда получается сделать так, чтобы два бизнеса сосуществовали вместе гармонично, говорит предприниматель.

«Большая часть венчурных стартапов на стадии развития являются убыточными по своей финансовой модели. Они требуют постоянной подкормки инвестициями, чтобы развиваться, наращивать клиентскую базу», – говорит Шухов. По его словам, выход на безубыточность определяется значимым количеством клиентов и оптимизацией процессов путем «срезания костов», то есть с помощью сокращения расходов.

«В случае с Golama, – приводит пример Шухов. – Обещанная инвестиция от VEB Ventures так и не пришла. Деньги были нужны управляющей команде проекта как поддерживающая сила. Понимая, что они эту инвестицию не получают, они приняли решение проект свернуть, чтобы не уйти в глубокие долги перед своими сотрудниками и поставщиками».

Еще один фактор, который влияет на закрытие подобных проектов, – наличие на рынке доставки продуктов и еды крупных игроков вроде «Яндекса» и Mail.ru Group. По словам предпринимателя, они обладают иной ресурсной базой – им есть, на что опереться и чем кормить убыточный стартап достаточно долгое время, пока он не выйдет на самоокупаемость.

Основное преимущество крупных корпораций, выпускающих свои спин-оффы, перед другими стартапами – большая клиентская база. В ее основе данные, полученные из других проектов. Наличие big data тоже важно: анализ информации помогает точнее определить предпочтения клиентов.