Найти тему

Недооцененные фильмы: "Идиократия"

Армия США провела эксперимент – на год заморозила двух добровольцев (бесполезного штабного капрала-архивариуса и проститутку), чтобы испытать новую технологию анабиоза. Но в результате бюрократического недоразумения участники эксперимента просыпаются… через пятьсот лет. И обнаруживают страшное – человечество… нет, не вымерло. Отупело. Настолько, что даже эти два «средних американца» (читай – посредственности) выглядят на общем фоне гениями.

Жуткое пробуждение.
Жуткое пробуждение.

Комедия-антиутопия «Идиократия», как ни странно, имеет довольно низкий рейтинг на КиноПоиске и других подобных сайтах. Что странно, поскольку это отличная «футурологическая» сатира.

Ученые считают, что мозг первобытного человека работал эффективнее, чем мозг современного – то есть люди тогда были сообразительнее. Да, этот могучий разум был занят сугубо практическими задачами – но сколько было этих задач! В голове кроманьонца был и «навигатор» с картами местности, и знания о способах охоты, разделки, приготовления добычи, о лечебных травах и ядовитых растениях, о повадках животных… практически целая «Википедия». Оставалось, впрочем, место и для культуры – сотен наизусть выученных легенд, песен, заклинаний, молитв. Развивалась цивилизация – и человеку все меньше приходилось думать. Сначала книги, а потом Интернет заменили индивидуальную память коллективной, сделав со временем эрудицию пустой игрушкой. Мы живем в эпоху узких специалистов, которые могут обладать за пределами своей специальности знаниями на уровне дошкольника (и это я наблюдаю на своем опыте – среди людей старшего поколения (от 50 лет и старше) эрудитов больше, чем среди молодежи). А мир становится все комфортнее, техника безопаснее, человек все сильнее изолируется от природы.

В попытках вразумить дураков.
В попытках вразумить дураков.

В «Идиократии» как раз показан апофеоз Человека Потребляющего. В мире развитой автоматики и минимальных рисков людям стало незачем думать. Все уже изобретено и построено, все законы и инструкции написаны, система отлажена – потребляй и потребляй, трать деньги и поглощай калории, сжигая их потом в постельных утехах. Работа? Сиди и нажимай пару кнопок весь день, остальное сделает робот. Даже копам не надо ничего расследовать – камеры засекут преступника, а компьютер вызовет группу захвата, которой останется только весело отпинать задержанного и отвезти в изолятор. Впрочем, преступники тоже стали слишком тупыми и ленивыми, чтобы скрываться…

Однако техника тоже стареет и «умирает». А создавать новую некому – «умники» вымерли. И «рай для идиотов» потихоньку превращается в ад – горы мусора поглощают город, а разрушенная природа отказывается обеспечивать человечество урожаем. Увы, закон жизни неумолим – то, что не развивается, начинает разлагаться.

Вот эту идею в шутливой форме и преподносит зрителю фильм. Стремление к комфорту и безопасности, ставшее самоцелью, грозит ввергнуть человечество в пучину деградации. Потому, что однажды вызовы окружающей среды изменятся, а что ответят на них люди, поколениями жившие в заповеднике для идиотов? Привыкшие не бороться и строить, а потреблять и развлекаться?

"Искусство будущего". По меркам XXVI века - шедевр.
"Искусство будущего". По меркам XXVI века - шедевр.

Высмеяла «Идиократия» и ТВ, наполненное глупым юмором – многие современные сериалы и мультики не сильно отличаются от замечательного шоу «О, мои шары!», и обласканное премиями «независимое кино» – изрядная часть артхауса представляет собой псевдоинтеллектуальный шок-контент, ничем не лучше многочасовой демонстрации задницы. А местные «доктора», за которых большую часть работы делает доживающий свои дни старый ИИ – это прямо пророчество о появлении «специалистов», нахватавшихся поверхностных и устаревших знаний в Интернете. Хотя, может быть, в Америке и в 2005-м такие уже были. Представление обывателей о правосудии тоже доведены до абсурда: теперь жаждущие показательных расправ толпы могут в прямом эфире наблюдать жестокое убийство осужденных… гигантскими машинами фаллической формы! Я думаю, тем, кто жалеет об отмене смертной казни и грезит массовыми расстрелами, такое бы и сейчас понравилось.

Досталось и политикам – популистам, как левым (президент – негр и рубаха-парень, со всеми на «ты»), так и правым (палит из автомата, играет мускулами и казнит неугодных). «Демократия» представлена властью толпы, которая из-за мнимой оплошности готова разорвать вчерашнего кумира, а потом мгновенно простить. Проехались и по зомбирующей рекламе, и по всеобщему помешательству на сексе…

Президентский кортеж.
Президентский кортеж.

И вот тут как раз кроется объяснение, почему этот фильм, наверное, не слишком популярен. Все-таки их пророчества навеяны в основном американскими социальными и культурным тенденциями 80-х – начала 90-х годов. Китч, дебилизация, сексуализация – это все оттуда, из неонового мира дискотек, глэм-метала и полуголых красоток на билбордах. Кое-что из этого, конечно, еще актуально, но в целом видно, что наш мир уже движется в другую сторону. Под влиянием феминизма на Западе и ислама на Востоке человечество явно погружается в новое «пуританство» – секса все меньше и в рекламе, и в массовом искусстве. Яркие краски в дизайне уже давно стали признаком дурного вкуса – последние 15 лет миром правит минимализм. Как левые, так и правые политики тянут мир в царство тотальных запретов и ограничений – во имя «толерантности» или традиционных ценностей, итог один. Так что царствие веселых дебилов, похоже, откладывается на неопределенный срок.

Ну, это отвращает любителей глубинного смысла. Зрителей попроще отпугивает грубый юмор – но какой он может быть еще в комедии про пошлых идиотов? К тому же, производитель фильма – США, а у них юмор без голой задницы – не юмор, это «часть их культуры», как сказал бы один киногерой. Спецэффекты тоже не блещут – зловещие «мусорные» пейзажи выглядят явно нарисованными, но кино-то все же несерьезное, карикатурное! К тому же, лишняя отсылка к китчевым восьмидесятым, тогда каждый второй задник выглядел как «картина маслом».

Несмотря ни на что, «Идиократия» актуальна. Как ни крути, но информационный хаос в наше время порождает «клиповое мышление» и поверхностное восприятие информации. Люди все меньше готовы читать сложные тексты и воспринимать знания «большими дозами» – статьи и ролики сильнее формируют общественное мнение, чем книги и фильмы. А упрощение идей – вещь опасная. Массовая культура так же, как и 20-30 лет назад, работает с расчетом на не самого интеллектуального потребителя, и настоящее искусство порой не видно за лавиной примитивной литературы, глупых песенок, бездарных сериалов. Кстати, о самой потребительской идеологии – она тоже никуда не делась, реклама по-прежнему зомбирует людей, внушая им ложные ценности вроде погони за модой и новейшими гаджетами.

Ну и предостережение для «ботаников» в начале фильма актуально, как никогда. Конечно, это тоже отчасти шутка – дети гениев редко повторяют успех родителей, генетика – штука сложная и труднопредсказуемая: бывает, у дураков рождаются интеллектуалы, а у талантливых – посредственности. Но воспитание детей – в наших руках. А с этим умные люди уж точно справляются лучше.

Моя оценка - 9 из 10.

КиноПоиск - 6,585.

Imdb - 6,60.

Другие недооцененные, по моему мнению, фильмы:

"Монах и бес"

"Хан Соло: Звездные войны. Истории"

"Царь Скорпионов"

"Человек-Муравей и Оса"