Найти тему
Ходячая Энциклопедия

8 января - Альфред Уоллес, "дублёр Чарльза Дарвина"

Оглавление

8 января 1823 года родился Альфред Рассел Уоллес, британский натуралист, биолог и путешественник. Он известен как фактический соавтор эволюционной теории Чарльза Дарвина и создатель карты зоогеографических зон - по его имени названа "линия Уоллеса", образующая самую яркую границу между ними.

Альфред Рассел Уоллес в зрелом возрасте. Прожил он 90 лет, скончался в 1913 году.
Альфред Рассел Уоллес в зрелом возрасте. Прожил он 90 лет, скончался в 1913 году.

Разносторонняя личность

Вообще - крайне интересный человек. Был убеждённым сторонником спиритизма: в значительной степени, именно благодаря его авторитету вера в "столоверчение" продержалась так долго. Но при том оставался рационалистом: в частности, категорически отвергал "переселение душ".

Также Уоллес критиковал идею жизни на Марсе (и вообще вне Земли) с вполне рационалистических позиций: он рассчитал количество солнечного света, достигающего марсианской поверхности, добавил значительно более низкое атмосферное давление и отсутствие линий поглощения кислорода в спектре отражённого от Марса света - и пришёл к очевидному для нас сейчас выводу, что жизнь земного типа на Марсе невозможна. По тем временам - новаторский, можно сказать, подход: прежде, в основном, боролись отрицание и утверждение возможности внеземной жизни из общемировоззренческих соображений, а не на основании практического расчёта.

Также известен своими передовыми взглядами. В частности, он полностью поддерживаю движение суфражисток. В целом в тогдашнем политическом спектре он однозначно был "левым".

Соавтор Дарвина

Наибольшую известность Уоллес получил в связи с историей с "соавторством" с Чарльзом Дарвином. Оно весьма условное: по большому счёту, это случайное совпадение направления мыслей. Так вышло, что во время болезни - в одном из путешествий он подхватил малярию - Уоллес думал о мальтузианстве. И ему пришла в голову мысль, что обобщённый "мальтузианский" механизм может действовать и в животном мире.

Напомню, что Томас Мальтус исходил из того, что рост населения остановить невозможно, а количество ресурсов ограничено. Следовательно, в обществе неизбежно будет иметь место конкуренция с выживанием наиболее приспособленных. Идея, как теперь очевидно, ложная в корне (в развитых странах население сокращается, а не растёт), но на тот момент это всё казалось правдоподобным.

"Мальтузианская ловушка": население растёт в геометрической прогрессии, а производство еды - в арифметической.
"Мальтузианская ловушка": население растёт в геометрической прогрессии, а производство еды - в арифметической.

Если в отношении людей по поводу подобных идей уже тогда были сомнения, то в отношении животных, чьё размножение не регулируется никак, и притом они не умеют, в отличие от людей, за счёт научно-технического развития превращать нересурсы в ресурсы, такой подход должен прекрасно работать!

Придя в себя после болезни, Уоллес написал статью и отослал её известному натуралисту Чарльзу Дарвину. Тот как раз в это время работал над своим фундаментальным трудом "Происхождение видов", где во всех деталях прорабатывал эволюционную теорию. Пораженный таким внезапным совпадением идей, Дарвин обстоятельно ответил Уоллесу, изложив свои взгляды на вопрос.

Уоллес, который не так чтобы очень сильно ценил это своё внезапное откровение, охотно признал приоритет Дарвина и в дальнейшем к проработке своего варианта эволюционной теории особо не возвращался (собственно, он ввёл сам термин "дарвинизм"). Но Дарвин оговаривал роль Уоллеса - в частности, самостоятельное открытие им принципа естественного отбора в живой природе.

При этом, благодаря мистическим склонностям Уоллеса, его взгляды на происхождение человека отличались от Дарвиновских: он считал, что объяснить его только естественным отбором невозможно.

"Социал-дарвинизм" - ребрендинг мальтузианства

Интересно, кстати, получается с так называемым "социал-дарвинизмом", то есть идеей относительно того, что в человеческом обществе имеет место борьба людей по принципу выживания наиболее приспособленных - по аналогии с дарвино-уоллесовскими взглядами на живую природу. Это вовсе не искажение эволюционной теории, а, наоборот, возвращение к исходным мальтузианским идеям. "Социал-дарвинизм" - это мальтузианство и есть.

При этом, что характерно, сами основатели эволюционной теории вовсе не считали, что концепция биологического естественного отбора применима к человеческому обществу. По их мнению, естественный отбор такого типа может быть действенным только среди не обладающих разумом животных.

"Линия Уоллеса" - и не только

Также Уоллес является автором теории зоогеографических зон. В своё время его поразило различие между двух фауной двух соседних островов в Малайском архипелаге, на одном из которых она соответствовала австралийской - сумчатые и всё такое прочее, а на другом - южноазиатской, со свойственным для неё с господством плацентарных млекопитающих. Он прочертил по карте границу между двумя фаунами (она и известна сейчас как "линия Уоллеса"), а потом, по аналогии, разделил и на отдельные макрорегионы и весь остальной мир.

Зоогеографические зоны
Зоогеографические зоны

На самом деле Уоллес не был первооткрывателем "линии Уоллеса": её впервые описал Филип Склейтер . Но, конечно, Уоллес проработал эту идею значительно глубже.

В общем, крайне интересный и противоречивый человек. С великими часто такое бывает.