15 января 1993 года — в США на телеканале NBC вышла в эфир последняя, 2137, серия мыльной оперы «Санта-Барбара».
«Санта-Барбара» (англ. Santa Barbara) — дневная мыльная опера, транслировавшаяся в США с 30 июля 1984 года по 15 января 1993 года на телеканале NBC. Всего снято 2137 серий. Действие происходит в городе Санта-Барбара.
30 июля 1984 года на канале NBC вышла первая серия «Санта-Барбары». Мыльная опера шла почти 10 лет — до 15 января 1993 года. В России не были показаны все 2137 серии. Трансляция началась 2 января 1992 года с 217 серии, когда на родине показ уже заканчивался, и оборвалась в 2002 на 2040-м эпизоде. Недостающие серии до сих пор переводят поклонники сериала своими силами.
Благодаря «Санта-Барбаре» российская публика узнала, что персонаж может измениться в течение сериала: исполнители ролей Келли, Сиси, Мейсона, Теда, Софии, Джины менялись по два-четыре раза. Мало кто помнит, что одну из своих первых ролей здесь сыграл Леонардо Ди Каприо — Мейсон Кепвелл в детстве.
У «Санта-Барбары» больше 20 американских теленаград Эмми, но популярностью в США сериал не пользовался: он не поднимался выше десятой строчки рейтингов. Другое дело в России: его смотрели целыми деревнями.
Даже спустя 12 лет после завершения показа сериала на телеканале РТР существуют поклонники саги. Например, санкт-петербургский фанклуб «Санта-Барбары» нашел серии, которые не были показаны на отечественном ТВ и переводит их на русский, но на этом не останавливается. Несколько лет поклонники разыскивали актеров, озвучивавших официальную телеверсию — Татьяну Иванову, Галину Чигинскую, Елену Ставрогину, Александру Кожевникову, Валерия Захарьева, Станислава Концевича и Олега Куликовича. Нашли их и периодически озвучивают непоказанные серии в студии в Санкт-Петербурге. Деньги своими силами собирают на озвучку каждого эпизода, отдавая предпочтения самым значимым. Например, начали с рождественского 106-го, о чем сообщается на форуме фанклуба. К слову, там же выложены озвученные серии.
Пожалуй, до сего дня остаётся загадкой, почему сериал "Санта-Барбара" был закуплен не с самого начала, а с 217-й (приблизительно) серии, из-за чего мы так и не увидели несколько интереснейших сюжетных линий, ставших основой будущего успеха сериала в мире.
Начавшись 2 января 1992 года, "С.-Б" демонстрировалась крайне нестабильно. Иногда её показ прерывался на целые недели, а потом возобновлялся снова. Только в другие дни. Просуществовав некоторое время в выходные, показ в итоге перенесли на будни в 20.30, с повтором на следующий день.
Пока телеканалом РТР (а точнее ВГТРК) руководил Олег Попцов, "Санта-Барбара" считалась чем-то вроде "брэнда" канала (также как "Городок", "Маски-шоу" или "Вести"). Ей уделяли лучшее эфирное время, рекламные паузы были забиты рекламой "под завязку". Был только один минус: в течение четырёх лет популярнейший сериал продолжал упорно демонстрироваться трижды в неделю, что было явно недостаточно. Этим, впрочем, грешили и другие сериалы на конкурирующем канале "Останкино"("Богатые тоже плачут", "Просто Мария"). Но что такое мексиканские 100 или 200 серий против 2137!
Похоже, тогдашнее теле начальство совсем не хотело перенасыщать эфир таким количеством многосерийной продукции. Это сейчас на всех, без исключения, каналах сериалы (причём российские) идут просто пачками, а тогда, в начале "лихих 90-х", когда телеканалы запросто ставили в прайм-тайм шедевры мирового кино, появление даже одного долгоиграющего сериала было чем-то вроде культурного шока.
Но с наступлением 1996 года на РТР произошли серьёзные перемены. Президентским указом Олег Попцов был освобождён от должности председателя ВГТРК и ему на смену поставили Эдуарда Сагалаева, который, как и всякая "новая метла", принялся наводить на канале свои порядки. В частности, изъявил желание поскорее избавиться от ненавистной ему "Санта-Барбары" путём ускорения показа до пяти серий в неделю, что и было немедленно сделано.
Сериал благополучно выдержал и ещё одну смену руководства, которая произошла уже через год. На этот раз бразды правления взял тележурналист Николай Сванидзе. При нём "С.-Б." пытались задвинуть на более раннее время - 19.00, а иногда и ещё раньше,но в результате всё вернулось "на круги своя", т.е. примерно в 20.30.
На этом лучшие времена для "Санта-Барбары" в России закончились. Меньше, чем через год, в 1998-м, "у руля" ВГТРК (а значит и РТР) стал Александр Акопов (ныне президент компании "А-медиа", крупнейшего производителя сериалов в России). Поскольку уже тогда этот человек задумал наладить производство собственных сериалов взамен покупки иностранных, по отношению к главному сериалу РТР - к "С.-Б." - началась самая настоящая травля. Одни за другими следовали действия, направленные на снижение рейтинга сериала, и без того заметно потерявшим свою аудиторию по совсем другим, вполне объективным (сюжетным) причинам.
Первым делом, с 1 августа 1998 года, появилась пресловутая "Неделя в "Санта-Барбаре", призванная "заменить" ликвидацию вечернего показа. Думаю, не надо напоминать, какое это было убожество!
"Свершилось! Новое - значит лучшее! "Неделя в "Санта-Барбаре" Пять серий в двух! Лучше не бывает!!!" - кричали тогдашние телеанонсы.
На месте "снесённого" вечернего показа уже вовсю "паслись" "новые русские сериалы", а для просмотра единственного полноценного утреннего сеанса многим фанатам "С.-Б" пришлось "вооружаться" видеомагнитофонами. Но часть зрителей, не имевших "видиков", вынуждены были отказаться от дальнейшего просмотра фильма.
Но это было только начало. Следующий этап не заставил себя долго ждать. Уже в ноябре всё того же злополучного 1998 года "по техническим причинам" показ новых серий "С.-Б" прекратился. И ещё недели две демонстрировались повторные серии. К началу декабря в эфир-таки вышли новые эпизоды, но радость была омрачена. Фильм теперь озвучивала другая компания ("Микс-Медиа" вместо "Русского Видео") и другие актёры (Алексей Борзунов, Владимир Ерёмин, Наталья Гурзо, Елена Борзунова, Людмила Гнилова и др.). Голоса многих персонажей в их интерпретации звучали крайне отталкивающе (за некоторым исключением). Особенно лично меня "напрягала" интонация голосов Джулии и Круза. Сравнить это можно только с фальшивым звучанием музыкального инструмента. Надо ли говорить, что такие "испытания" могли выдержать только самые стойкие фанаты сериала.
Конечной точкой "травли" "С.-Б." стало её, как тогда казалось, окончательное прекращение 5 апреля 1999 года...
Но 11 месяцев спустя, в конце февраля 2000 года, любимый сериал неожиданно вернули в эфир (за что огромное спасибо публикациям в "Комсомолке"!). Вернули и русские закадровые голоса из Питера. На просьбы же вернуть вечерний показ, на РТР ответили категорическим отказом. Только в 10.00 и без дайджестов по выходным. И на том спасибо!
Оставшихся серий хватало на 2,5 года беспрерывного показа. Реклама настойчиво уверяла нас, что беспокоиться не о чем. Все серии закуплены, всё увидите! "Санта-Барбара"! Отныне и навсегда!"
Однако, уже под конец 2001-го поползли подозрительные слухи о том, что в апреле (!) РТР на смену "...Барбаре" запустит новую "долгоиграйку" - "Дни нашей жизни". Хотя несложный подсчёт показывал, что "Санта..." не может закончиться раньше сентября 2002 года. И уж совсем было ясно, что канал, не способный нормально завершить одну "мыльную оперу", ни за что на свете не станет браться за другую!
Опасения вскоре полностью подтвердились. Слухи о новой "долгоиграйке" быстро умолкли, а уже 17 апреля 2002 года была показана псевдозаключительная серия №1817 (по рос. подсчёту). Причём последние недели все, без исключения, серии выходили в эфир "обрезанными". Всё, что шло до начальной заставки, безжалостно срезалось! :angry: Что называется, потоптались напоследок на бездыханном теле!
Какое-то время оставшиеся поклонники ещё надеялись на то, что оставшиеся 97 серий им всё-таки покажут. Писали куда только можно. Но на сей раз чуда не произошло! Рейтинги были низкие, - сетовали теле начальники на страницах газет. Ясен пень! Откуда же им взяться-то при утреннем показе?!
И никто уже не выходил на мини-пикеты с просьбами о возвращении "Санта-Барбары", как это было несколькими годами раньше, с плакатами типа: "Как известно, на Руси нету жизни без Си Си!" или "Нам не надо ножек Буша, верните Круза-дорогушу!"
Зато телевизионщики вздохнули спокойно. Пришло их время "мыло" "заваривать"...Шёл 2002-й год ...Начиналась эра господства российского сериала...