Найти тему

Все Буддет хорошо. Или организации будущего на старый лад.

Две с половиной тысячи лет назад царевич Сиддгартха Гаутама из царского рода Шакья, который владел землями где-то на границе современных Индии и Непала, решил отречься от роскоши, будущего владычества троном, оставить жену с ребенком и пойти на поиски истины. Отречение от богатства и принятие образа жизни тогдашних "хиппи" было распространено среди юной знати того времени. Для кого-то это было просто прихотью, попыткой пожить беззаботной жизнью. Однако Сиддгартха отрицал обвинения в попытке избежать ответственности перед семьей и собственным народом. Напротив, по его словам, несмотря на власть, возможности его отца-царя и его, как будущего царя, ограничены и не позволяют сделать людей действительно счастливыми: богатство теряется, внешняя красота изменчива, желания быстро превращаются в свою противоположность. Сиддгартха искал универсальный метод и, как настоящий ученый, исследовал на себе, иногда с риском для жизни, все возможные способы достижения состояния без ограничений (Нирваны). Он достиг того, что искал, стал Буддой (Просветленным) и описал путь к этому, который назвал Срединным, то есть гармоничным, пролегающим между крайностями идеализма и нигилизма. А также описал достаточно обоснованные и понятные методы, позволяющие достичь этого состояния. С тех пор его учение не осталось застывшей догмой, а продолжает развиваться благодаря многочисленным последователям и линиям передач, идущих от первых учеников Будды Шакьямуни, а также в соответствии с запросами и вызовами каждого из исторических периодов. Быть счастливым в любое время и при любых обстоятельствах - об этом мечтает каждый человек всегда. Вопрос в том, чем может быть полезно учение, которое родилось в античный период, для современного общества.

-2

Между тремя столбами

Буддизм не декларирует веру в нечто потустороннее, а предлагает начать поиск универсального внутреннего источника счастья с первого шага - нахождения и нивелирования причины страданий и неудовлетворенности в своей жизни. Каждый рядовой человек считает себя более или менее свободным в принятии решений, достойным лучшей доли и проблемы и неудачи обычно воспринимает как вопиющую несправедливость по отношению к себе. Но каждый момент жизни, принимая решения в окружающем мире, психологически мы играем в одну и ту же игру, полусознательно выбирая один из трех гарантированно проигрышных (вопрос только во времени) вариантов. Как ребенок, мы или хватаемся за "игрушку", или недовольно отталкиваем ее, или безразлично проходим мимо. Три затмения - желание, недовольство и равнодушие - руководят практически всеми действиями обычного человека и быстро сменяют друг друга. Причем буддизм утверждает, что наше решение только выглядит свободно принятым, а на самом деле является запрограммированным результатом бесконечного ряда предыдущих причин, большинство из которых мы даже представить не можем. И в момент очередного действия мы снова формируем наш результат "свободного" проявления в принятии решений в ближайшем или далеком будущем. Вся эта бесконечная последовательность причин, действий и результатов известная как "карма".

Навстречу личному счастью

-3

Конечно, намерение стать буддистом и отправиться во внутренний поиск личной Нирваны возникает далеко не у каждого. Но механизмы влияния трех "столпов" на наше мировосприятие и методы работы с этой проблемой, наработанные буддийскими мастерами за тысячелетия, универсальные и эффективные для любого независимо от культурных традиций и духовных предпочтений. Здесь речь не идет об отказе от любых желаний или бегство от трудностей. Одно только осознание механизма и сосредоточение на действие треугольника "желание-недовольство-равнодушие" в нашей повседневной жизни уменьшает цепляние за вещи, понижает градус недовольства от нежелательного и повышает внимательность к окружающему миру. Это позволяет адекватно воспринимать действительность. А также освобождать пространство в сознании для так называемого "глубинного добра". В теории на уровне глубинного сознания исчезают все ограничения в восприятии "личное-чужое", а также высвобождается безграничный энергетический ресурс для эффективной деятельности в окружающем мире и ощущение личного счастья. Ведь кружение в "треугольнике" возникает из-за обманчивого восприятия окружающего мира как устойчивого и себя как отдельной личности.

В этом смысле с буддизмом во многом соглашается современная наука, например квантовая физика. При исследовании поведения элементарных частиц ученые обнаружили ряд удивительных фактов: частицы элементарно превращаются в всплески света, без проблем путешествуют сквозь трехмерное пространство, а также меняют свою траекторию от одного факта наблюдения свидетелем извне, то есть зависимы от сознательного созерцания. Таким образом, сознание на квантовом уровне является инструментом управления "своим" миром.

Это именно тот "квантовый свет", неисчерпаемый источник энергии, который вдохновляет нас на творческую реализацию, дает легкость в решении проблем и желание делать общественно полезные вещи без поиска личной выгоды.

Сквозь облака привычных эмоциональных реакций просматривают проблески четырех качеств, которые в буддизме характеризуются как неисчерпаемые:

- сочувствия: умение почувствовать и разделить чужие проблемы, а также помочь в пределах своих возможностей;

- сорадость: готовность радоваться достижениям других как своим личным, без тени зависти;

- дружелюбие: дружеское (не наигранное) отношение к каждому человеку, с которым вас сводит жизнь;

- равновесие: умение сохранять спокойствие и внутренний баланс независимо от обстоятельств и событий окружающей жизни.

Многие находят этот путь интуитивно, благодаря правильному воспитанию и образованию, личным качествам и предпочтениям. Или вследствие тяжелых испытаний, которые подбрасывает судьба. Или с помощью медитативных тренингов, ставших довольно популярными в последние годы. Буддийскими традиционными базовыми техниками медитации является шаматха (сосредоточение) и випашьяна (осознание).

Как происходит переход от личного "кайфа" (современные исследования изменений состояния мозга во время медитации подтверждают значительную активизацию внутренних химических процессов, порождающих чувство радости) к продуктивной деятельности в обществе, лучше всего рассмотреть на примере трех исторических этапов развития буддизма.

Вместе к успеху

Хинаяна: путь к личному счастью. Начальный буддизм времен Будды Шакьямуни (Хинаяна, или Малая Колесница) исповедует монашеский образ жизни, и его последователи ищут личную Нирвану. Этот подход характеризуется сознательным и достаточно строгим уходом от общественной жизни.

Махаяна от себя к другим.

Со времен выдающегося индийского практика и философа Нагарджуны (II-III вв.) начался период выхода буддизма в широкий мир. Эта буддийская школа (Магаяна, или Большая Колесница) для своих последователей утверждает как важнейший принцип "бодхисаттва" (санскр. "бодхи" - пробуждение, "саттва" - существо): поскольку на глубинном "квантовом" уровне бодхисаттва единственный со всеми другими живыми существами, он не может считать своей целью только личное счастье, а готов все время и силы, что у него есть, отдать на достижение счастья вместе со всем обществом. Более того, Магаяна считает все человечество одной большой семьей, счастью которой бодхисаттва готов посвятить свою жизнь, лелея внутреннее состояние глубинного добра. Конечно, более чем маловероятно достичь в своей жизни счастья для всех людей, но подобная мотивация невероятно меняет качество личной жизни.

Ваджраяна: создание эффективных человеческих сообществ.

-4

Третий этап развития (Ваджраяна, или Алмазная Колесница), который начался в VIII в., во времена выдающегося тибетского реформатора и йога Подмасамбгавы, утвердил принцип организации человеческих сообществ, называемых "мандала". Это центробежная структура, которая разворачивается в окружающий мир благодаря действующему импульсу энергии, вроде солнечных систем или атомных структур. Кроме центрального источника продолжительность мандалы в значительной степени зависит от концентрически расположенных внешних элементов: если центральный импульс в них не угасает, а резонансно усиливается, мандала несет энергию далеко в окружающий мир. То есть речь идет о корректно организованной, иерархически структурированном устойчивом обществе единомышленников.

Принципы бодхисаттва (деятельность в пользу человечества) и мандалы (гармонично построенная центробежная структура) позволяют создавать устойчивые, эффективные в достижении целей общества или привносить в существующие больше смысла и чувства удовлетворения от выполнения обыденных обязанностей. Это возможно на уровне как отдельных компаний, так и целых стран. Существует немало легендарных историй о счастливых странах вроде Шамбалы. Например, тибетские летописи рассказывают о деятельности царя-бодхисаттвы Гесара, который в X в. построил в Тибете действительно счастливое общество, предварительно освободив его от врагов. Именно Гесар и стал центром мандалы, окружив себя кругом подчиненных-единомышленников, которые помогли воплотить прогрессивные идеи лидера в жизнь. Утверждается, что этот исторический феномен просуществовал еще несколько поколений даже после смерти правителя.

На уровне отдельной компании

Этапы развития буддизма ярко и, главное, с практической стороны демонстрируют, как могут меняться цели и характер деятельности как отдельного человека, работающего в компании, так и компании в целом. Западные компании сейчас активно приобщают тренеров для проведения медитативных сессий внутри коллективов. По меньшей мере, речь может идти о расслабляющем и оздоровительном эффекте. "Из-за стресса мне пришлось попробовать медитацию" - выражение генерального директора CRM-системы Salesforce Марка Бенефа является типичным. Но без понимания психологического фундамента, на котором базируются проблемы обычного человека, и без мотивации высшего сорта результат будет временным. Именно так считает гуру Кремниевой долины инженер-программист и учитель медитации Чад-Менг Тан: "Сострадание может привести ваш бизнес к процветанию". По его мнению, только просвещенные и воодушевленные работники способны создавать новые продукты и делать открытия.

Комплексный подход (от медитаций для решения поверхностных проблем и внутреннего осознания глубинного добра к построению мандалы компании, руководствуясь мотивацией бодхисаттва) может дать положительный эффект, может расширить влияние компании за рамки обычных бизнес-интересов. Что является насущной необходимостью и вызовом современности.

Поэтому, как ни странно, прибыль пока перестает быть главной движущей силой современной деловой структуры. Руководство, "заряженное" высшей целью, автоматически собирает вокруг себя последователей, способных усилить центробежный импульс вновь созданной мандалы. Деньги должны прийти как эхо положительной энергии, генерируемой в окружающее общество. Именно так открываются новые возможности и расширяются сферы деятельности. Как выразился в этом смысле буддист и легенда IT-мира Стив Джобс, "вы увидите гораздо больше, чем видели раньше".

Если вам понравилась статья. пишите комментарии и ставьте лайки.