Найти тему
Digit.Club

Медиахолдинги грозят отключением ТВ-вещания с 1 февраля 2020 года

Крупнейшие операторы платного телевидения России, а также OTT-сервисы для просмотра ТВ-программ отказались платить крупнейшим медиахолдингам за возможность использования архивов передач за 7 дней, перемотки и паузы. Участники рынка также не готовы перейти на единый плеер «Витрина ТВ» для трансляции 20 общенациональных телеканалов из-за его низкого качества и отсутствия альтернатив. Медиахолдинги в ответ на позицию операторов и интернет-сервисов грозят отключением вещания с 1 февраля 2020 года.

На российском медиарынке продолжается противостояние между крупнейшими медиахолдингами «Национальной Медиа Группой» (НМГ) и «Газпром-медиа» (ГПМ), которым принадлежат права на трансляцию 20 федеральных телеканалов и распространителями ТВ-сигнала – операторами платного ТВ и интернет-сервисами.

Первые считают, что операторы незаконно используют телеконтент для дополнительного обогащения, а вторые – что, никому ничего не должны, потому что именно они поставляют большую часть зрителей через свои кабельные, IP и спутниковые каналы. Далее же медиахолдинги продают аудиторию своим рекламодателям, но не делятся доходами ни с операторами, ни с OTT-сервисами (over-the-top — метод стриминга контента через интернет).

Результатом конфронтации стало отключение интерактивных сервисов по управлению просмотром для 20 общедоступных телеканалов в сетях операторов «Билайн», «Дом.ru», «МегаФон», МТС, «Триколор», «Ростелеком», а также стриминговых сервисов IVI, MeGoGo, OKKO, Peers.TV, SPB.TV и т.п. Пользователи операторов платного телевидения и интернет-сервисов лишились возможностей просмотра архивов передач в любое удобное время, перемотки и постановки трансляций на паузу с 25 декабря 2019 года. В то же самое время эфирная трансляция каналов продолжается.

«Права на интерактивные сервисы являются существенной частью интернет-прав и не имеют отношения к эфирным. Отложенный просмотр в течение семи дней, возможности паузы и перемотки по сути повторяют в значительной степени то, что площадка или оператор получают при покупке интернет-прав. Их стоимость составляет 30–50% от стоимости эфирных, то есть вещатели теряют десятки миллиардов рублей», - рассказывают представители НМГ.

-2

В начале декабря прошлого года НМГ и ГПМ разослали распространителям ТВ-контента письмо с новыми правилами распространения 20 общедоступных обязательных телеканалов, среди которых «Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, «Пятый канал», «Россия-Культура», «Россия-24», «Карусель», ОТР, «ТВ Центр», «РЕН-ТВ», «Спас», СТС, «Домашний», ТВ 3, «Пятница», «Звезда», МИР, ТНТ, Муз ТВ. Медиахолдинги потребовали с 25 декабря 2019 года распространять каналы по новым правилам, а с 1 февраля 2020 года полностью перейти на платформу «Витрина ТВ», разработанную НМГ.

Операторы и OTT-сервисы сочли новые условия ТВ-трансляций неприемлемыми, а медиаплеер «Витрина ТВ» технически сырым, нестабильным и «не отвечающим высокому качеству» продуктом. К тому же, сетуют распространители ТВ-контента, единому плееру нет альтернатив.

«Некоторые операторы привыкли использовать эфирный сигнал бесплатно. Когда правила игры стали меняться, возникло непонимание», - комментирует позицию операторов и OTT-сервисов Алексей Янчишин, гендиректор «Витрины ТВ».

-3

Эксперты рынка говорят, что у операторов платного телевидения и OTT-сервисов интерактивные функции управления просмотром пользовались спросом. При этом их отключение может существенно уменьшить аудиторию каналов.

В 2019 году абонентская база платного ТВ в России выросла только на 0,5%. Это худший по своей динамике итог года за последнее время. В ближайшие годы аудитория операторов классического платного ТВ будет сокращаться, говорит директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. На этом фоне сервисы управления просмотром и доступ к базе фильмов и сериалов были одним из немногих способов наращивать выручку с абонента. Именно по этой причине операторы активно вкладывались в развитие собственных ТВ-платформ.

Доле выручки от интерактивных сервисов прогнозировали активный рост, которого теперь, видимо, не будет, констатирует эксперт. «Вряд ли все абоненты сразу заметят отсутствие этой опции. Но с точки зрения имиджа и будущих доходов, а также учитывая аудиторию каналов, для которых эта услуга будет отключена, это очень существенная потеря для операторов», - считает Дмитрий Колесов.

Операторы, у которых есть функция записи эфира, могут потерять до 11% аудитории, которая привыкла к сервисам и не вернется к линейному телесмотрению, полагает гендиректор MediaHills Андрей Бояринов.

«Более половины всех ОТТ-клиентов активно пользуются интерактивными функциями. На долю интерактивных сервисов приходится в среднем 25% от общего времени телесмотрения», - оценивают в «Триколоре». По мнению представителя компании, клиенты лишаются «функций, за которыми будущее», что «возвращает качество предоставляемых услуг на десятилетие назад».

-4

Аналитики медиарынка также отмечают, что несмотря на принуждение со стороны медиакомпаний использовать для трансляций их медиплеер «Витрина ТВ», он де-факто не существует в виде приложения ни для смарт-телевизоров, ни для устройств на iOS и Android, ни для телевизионных приставок, ни в веб-версии.

Как рассказали представители операторов и стриминговых сервисов, они с сентября получили доступ к платформе для тестирования. Но оказалось, что у «Витрины ТВ» нет корректных API для интеграции с уже существующими платформами самих операторов и OTT-сервисов.

Программисты и технические специалисты в один голос утверждают, что существующий вариант «Витрины ТВ» является скорее прототипом, а не хорошо продуманным, качественным и полным продуктом, который можно распространять и встраивать на сторонние платформы. В связи с этим использовать «Витрину ТВ» не готовы в «Билайне», «Дом.ru», «МегаФоне», МТС, «Триколоре», «Ростелекоме», а также стриминговых сервисах IVI, MeGoGo, OKKO, Peers.TV, SPB.TV. В НМГ, которая является создателем плеера, считают такие оценки надуманными и необоснованными.

-5

«Мы последовательны в наших решениях и продолжаем отказываться от вещания через "Витрину ТВ"», - заявили в пресс-службе «Триколора». В «МегаФоне» и «Ростелекоме» заявили, что ведут переговоры с медиахолдингами.

«Требования вещателей считаем избыточными и нарушающими рыночную конкуренцию и права пользователей», - отметили в «Билайне».

В «Дом.ru» считают требования по использованию единого плеера «навязыванием услуг» и готовы обсуждать лишь «взаимовыгодные условия сотрудничества».

Между тем позиция медиахолдингов пока остаётся неизменной. С 1 февраля все участники рынка должны использовать «Витрину ТВ». За неисполнение этого требования обладатели прав на ТВ-трансляции угрожают отключить операторов, не выполнивших «требуемых интеграций». Сделать обязательным использование единого поставщика телеконтента в интернете, на статус которого планирует претендовать «Витрина ТВ», должен законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме.