ОСЖД, или Организация сотрудничества железных дорог – это международная организация, созданная на совещании министров 28 июня 1956 года в Софии (Республика Болгария) министрами, ведающими железнодорожным транспортом. Основой существования и работы ОСЖД является «Положение об ОСЖД», которое имеет характер международного договора. Члены ОСЖД - транспортные министерства и центральные государственные органы, ведающие железнодорожным транспортом 28 стран. Статус наблюдателя ОСЖД имеют железные дороги Германии, Греции, Сербии, Финляндии, Франции и др. Более 30 компаний имеют также статус присоединённого предприятия. Стратегической целью государственной транспортной политики стран – членов ОСЖД является формирование надёжной и эффективной железнодорожной транспортной системы на евразийском пространстве и, конечно, развитие транспортных коридоров Европы и Азии.
Рабочие языки ОСЖД - китайский и русский, а в международных отношениях могут применяться английский и немецкий языки. Эксплуатационная длина всех железнодорожных линий стран - членов ОСЖД в момент образования составляла около 227000 км, в настоящее время - 276376 км, по которым перевозится более 6 млрд тонн грузов и 4 млрд пассажиров.
Учитывая, что в состав ОСЖД входят страны с абсолютно разными политическими подходами и взглядами, довольно сложно представить, как на протяжении более 60 лет они совместно успешно решают вопросы, связанные со многими аспектами, касающимися ж/д перевозок по территории всего Евразийского континента. Организация сотрудничества железных дорог как раз и есть яркий пример того, как на самом высоком уровне решаются актуальные задачи бизнеса вне зависимости от политики и политиков. Как результат – постоянное развитие железнодорожных коридоров в Европе и Азии, призванные облегчить услуги как по перевозке грузов, так и пассажиров. Вот о них я вам сегодня и расскажу более подробно. При уточнении схемы железнодорожных транспортных коридоров были использованы материалы общеевропейских транспортных коридоров, принятые на Крите, в Хельсинки и Санкт-Петербурге, меморандумы по коридорам 3 и 5 ОСЖД, материалы по коридору ТРАСЕКА, маршруты Трансазиатской железной дороги, разработанные ЭСКАТО ООН. При развитии сети транспортных коридоров разработчики исходили из определения: железнодорожный транспортный коридор – это комплекс наземных железнодорожных магистралей и железнодорожно-водных переправ с современным техническим оснащением, предназначенных для концентрации в них международных транзитных перевозок с минимальными сроками доставки грузов и пассажиров, высокими эксплуатационными и экономическими показателями.
Коридоры разделены на три категории:
- широтного направления (Восток – Запад); - меридионального направления (Север – Юг); - занимающие промежуточное положение между коридорами широтного и меридионального направлений. Основные требования к коридорам: - коридор должен проходить по основной магистральной железной дороге, по которой осуществляется большой объём международных перевозок грузов и пассажиров или будет осуществляться в будущем;
- коридоры должны отвечать международным техническим параметрам или должны быть модернизированы соответственно требованиям Соглашения о международных магистральных железнодорожных линиях (СМЖЛ);
- коридор должен проходить по территории нескольких государств;
- маршрут коридора должен проходить по кратчайшему расстоянию между грузообразующими и грузопогашающими центрами.
В системе ОСЖД были приняты и функционируют 13 железнодорожных транспортных коридоров. Географически они охватывают почти все страны – члены ОСЖД от Запада до Востока и от Севера до Юга. Их основа была заложена в 1996 году, когда Организация сотрудничества железных дорог определила 13 основных железнодорожных маршрутов в сообщении между Европой и Азией на основе грузоперевозок, осуществляемых между странами двух континентов. За последующие пять лет ОСЖД провела анализ географических, технических и эксплуатационных показателей и технического оснащения 13 коридоров, собрала данные по инфраструктуре и пересечениям границ, а также изучила пути совершенствования технологии грузовых перевозок. Результатом данной работы стали всесторонние меры, выработанные для совершенствования организации международных железнодорожных транспортных перевозок по транспортным коридорам в сообщении между Европой и Азией. Заинтересованные страны подписали «Меморандум о взаимопонимании» по развитию этих коридоров, что послужило основой для скоординированных действий со стороны государств по реорганизации и модернизации соответствующих железнодорожных линий.
- Коридор № 1 (ТРАНССИБ) – самый длинный коридор в мире – проходит по территории Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Китая, Монголии, КНДР. Его протяженность с ответвлениями достигает 24800 км.
- Коридор № 2 – пролегает по территории России, Казахстана, Китая, Вьетнама. Общая протяжённость коридора с ответвлениями достигает 15212 км.
- Коридор № 3 – проходит по территории Польши, Украины и России. Общая длина - 2209 км.
- Коридор № 4 – пролегает по территории Чехии, Словакии, Польши, Венгрии и Украины. Общая протяжённость с ответвлениями составляет 2711 км.
- Коридор № 5 – проходит по территории Венгрии, Словакии, Украины, России, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Молдовы, Китая и Кыргызстана. Длина основной трассы - 11486 км.
- Коридор № 6 – пролегает по территории Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Сербии, Болгарии, Греции, Турции, Ирана и Туркменистана. Общая протяжённость коридора с ответвлениями составляет 12442 км.
- Коридор № 7 – охватывает территории Польши и Украины. Длина составляет 1520 км.
- Коридор № 8 – проходит через Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. Общая протяжённость коридора с ответвлениями - 5115 км.
- Коридор № 9 – пролегает по территории Беларуси, Литвы, России. Длина коридора с ответвлениями составляет 845 км.
- Коридор № 10 – проходит по территориям Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана (наземная часть), с использованием паромных переправ из Болгарии, Румынии и Украины в Грузинские морские порты (Поти, Батуми), а также из Баку (АЗ) в Туркменистан и Актау (КЗХ). Общая протяжённость наземной части коридора – 7437 км (в т.ч. ответвления – 2882 км) без паромных трасс, которые составляют 1410 км (1100 км – паромная трасса через Чёрное море, 310 км – паромная трасса через Каспийское море). Общая протяжённость коридора, включая паромные трассы, составляет 8847 км.
- Коридор № 11 – пролегает по территориям России, Азербайджана и Ирана. Основное направление – 5576 км, с ответвлениями – 7891 км.
- Коридор № 12 – проходит по территориям Молдовы, Румынии и Болгарии. Общая протяженность коридора – 1461 км.
- Коридор № 13 – охватывает территории Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и России. Протяжённость коридора составляет 1497 км.
Комплексные планы с мероприятиями по дальнейшему развитию железнодорожной инфраструктуры с технико-эксплуатационными показателями и паспортами всех 13-ти коридоров утверждены сессиями Совещания Министров ОСЖД. В них даны мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры по каждому участку коридора и показан ход их реализации, представлена сравнительная динамика объёмов перевозок грузов, которая достигнута в результате реализации данных мероприятий. Технико-эксплуатационные показатели с паспортами показывают техническую оснащённость и «узкие места» коридора по каждому участку, дают характеристики терминалов, пункты пересечения границ и систему транспортного права и тарифов. Основные мероприятия, предусмотренные Комплексным планом, страны – члены ОСЖД выполнили и выполняют своими силами и средствами, а страны, одновременно являющиеся членами ЕС, получают дополнительную поддержку от Евросоюза. После 2010 года по Комплексным планам транспортных коридоров организован мониторинг. Европейской экономической комиссией ООН была дана высокая оценка работе, проведённой в рамках ОСЖД по проекту железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД, о чём в 2008 году было направлено благодарственное письмо в адрес Комитета ОСЖД.
Вот лишь несколько примеров, которые наиболее ярко характеризуют деятельность Организации по развитию и совершенствованию транспортных коридоров, а также практические результаты от подобной деятельности. В рамках общей комплексной Программы (с использованием её основных элементов) министрами транспорта и железных дорог семи стран (Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) в 1994 году была утверждена Региональная программа по развитию и использованию международных железнодорожных магистралей через железнодорожный пограничный переход Достык (Казахстан) – Алашанькоу (Китай). Открытие движения через железнодорожный переход Достык – Алашанькоу стало первым шагом к возрождению Великого Шёлкового пути в конце XX века.
В начале 1995 года министрами, ведающими железнодорожным транспортом Беларуси, Германии, Польши и России было подписано Соглашение о сотрудничестве в области модернизации, реконструкции и развития железнодорожного коридора Берлин – Варшава – Минск – Москва, предусматривавшего поэтапную реализацию необходимых мероприятий до 2010 года. 13 мая 1996 года была осуществлена стыковка железных дорог Туркменистана и Ирана на участке Мешхед – Серахс – Теджен. С этого момента начал работать Южный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали, наиболее точно совпадающий с первоначальным маршрутом Великого Шёлкового пути. В результате, новый континентальный евроазиатский мост получил ещё одно направление: морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с портом Бендер-Аббас в Персидском заливе и через города Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран – с европейскими портами на Чёрном и Средиземном морях. Таким образом, оба события открыли внутриконтинентальным государствам Центральной Азии кратчайший выход к Тихому, Атлантическому и Индийскому океанам. Наконец, в последнее десятилетие начал формироваться Центральный транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), который стал трактоваться как современная модификация Великого Шёлкового пути. 18 ноября 2005 года из Берлина по второму общеевропейскому транспортному коридору Берлин – Варшава – Минск – Москва отправился первый контейнерный поезд «Евротранзит 2005». Знаменательным событием не только для ОСЖД, но и для всего железнодорожного сообщества на евразийском пространстве, стал пуск из Украины в Германию 21 июля 2006 года первого экспериментального грузового поезда с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, открывшей новую эпоху в транспортном праве грузовых перевозок между странами пространства КОТИФ и СМГС с сентября 2006 года, значительно упростив процедуры при пересечении границ двух прав и сократив время простоя поездов на пограничных пунктах.
Если вас заинтересовала эта тема, можно более детально ознакомиться с деятельностью и направлениями работы ОСЖД на нашем YouTube канале - https://www.youtube.com/channel/UCR8Qq-FM9FlNxxLKSIZdC1A